Центробанк второй раз резко снизил ключевую ставку: возьмет ли регулятор паузу
В пятницу, 29 апреля, Центробанк второй раз за месяц снизил ключевую ставку сразу на 3 процентных пункта, до 14%. Это более решительное снижение, чем прогнозировали большинство аналитиков — консенсус-прогноз был на уровне 15%.
ЦБ отметил, что видит «пространство для снижения ключевой ставки в 2022 году». При этом по итогам года регулятор прогнозирует среднюю ставку на уровне 12,5-14%, что означает, что пространство это достаточно небольшое. Значит ли это, что на ближайших заседаниях Банк России возьмет паузу в смягчении денежно-кредитной политики?
Пауза или дальнейшее снижение
ЦБ сейчас пошел на более решительное снижение ставки, чем ожидалось, и теперь затормозит, уверен главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. Максимальный шаг на следующих заседаниях в течение года будет 0,5 п.п., на некоторых ЦБ, вероятно, не будет менять ставку. Действия регулятора будут определяться скоростью замедления инфляции и степенью спада экономики, говорит Васильев.
Пауза по ставке на ближайших заседаниях — это одна из возможных интерпретаций сегодняшнего решения, говорит директор по инвестициям «Локо-инвеста» Дмитрий Полевой. Но, по его словам, есть и другое объяснение: Центробанк снизил ставку на максимально возможную величину в текущих условиях и не стал давать явных обещаний. «Сейчас слишком большая неопределенность по инфляции и экономическим эффектам, еще не закончились санкционные риски. Если больших неприятностей не случится, то вполне вероятно, что ЦБ продолжит снижать ставку на следующих заседаниях», — говорит Полевой.
Нельзя однозначно сказать, что теперь ЦБ возьмет паузу, соглашается управляющий директор «Газпромбанк Private Banking» Егор Сусин. Вероятность, что ставка не изменится до конца года, существует, но эта вероятность невысока, отмечает экономист. Из тех сигналов, который дал ЦБ, более вероятно, что ставка продолжит снижаться, но просто уже не такими скачками. Повышение ключевой ставки до 20% в конце февраля было направлено на стабилизацию ситуации, теперь регулятор двумя резкими снижениями нормализовал ставки, считает Сусин.
Такого же мнения придерживается экономист «Ренессанс Капитал» по России и СНГ Софья Донец. «Исходя из озвученных темпов снижения ставки, ЦБ точно затормозит в этом году и перейдет к более плавному смягчению», — говорит она. Ее прогноз по ключевой ставки на конец года — 10-11%. По базовому сценарию «Ренессанс Капитал», ставку снизят еще раз в июне на 0,5-1 п.п., а затем на каждом заседании регулятор будет снижать ставку по 0,25-0,5% до конца года.
Если ЦБ продолжит снижать ставку, могут возникнуть риски оттока с депозитов, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. «Вряд ли ЦБ пожертвует устойчивостью депозитной базы, снижая ставку дальше. Это было бы опасно», — подчеркивает Орлова. Снижение ставки до 14% и поддержание ее в диапазоне 12,5-14% позволит, с одной стороны, сократить издержки на субсидирование кредитов, а с другой — не нанести ущерба депозитам, говорит Орлова.
ВВП или инфляция
По базовому прогнозу ЦБ, в 2022 году ВВП сократится на 8-10%, импорт будет снижаться сильнее, чем экспорт — на 32,5-36,5% против 17-21%. Падение экономики в основном будет связано с факторами на стороне предложения, подчеркивается в релизе. Иными словами, чрезмерным стимулированием с помощью денежно-кредитной политики ЦБ сейчас мало поможет экономике, объясняет Полевой. Если бы ЦБ снизил ставку до 10% или более низких значений в попытке стимулировать экономику, то количество доступных товаров не увеличилось бы, так как дефицит — со стороны предложения, говорит экономист. Бизнес не увеличил бы производство за счет дешевых денег, потому что на рынке дефицит сырья, оборудования, квалифицированных кадров, зато дополнительный спрос простимулировал бы и без того высокую инфляцию, говорит экономист.
Сейчас ключевую роль в восстановлении экономики будет играть бюджетная политика, говорит Полевой. Дополнительные расходы бюджета тоже несут инфляционные риски, отмечает он. «Финансирование дефицита бюджета из ФНБ и остатков на счетах — это источник инфляционных рисков. Пока не прояснятся параметры бюджета и стимулирующие меры, ЦБ предпочитает действовать более аккуратно», — объясняет экономист.
Инфляция по прогнозу ЦБ по итогам года может достигнуть 18-23%. Причем рост инфляции тоже будет в большей мере объясняться факторами предложения, а не спроса, то есть возможности для ЦБ влиять на нее инструментами денежно-кредитной политики будут ограничены, подчеркнула Набиуллина в своем выступлении. Важнейшим фактором, влияющим на рост цен, будет импортозамещение, а также масштаб и скорость восстановления импорта готовых товаров, сырья и комплектующих, говорится в релизе ЦБ.
Что будет с кредитованием бизнеса
«В целом, если мы увидим хотя бы минимальный рост объемов рынка кредитования, это уже хорошо, потому что текущая безумная неопределенность сдерживает рынок кредитования вне зависимости от ставки», — говорит Донец из компании «Ренессанс Капитал». В первую очередь, бизнесу трудно брать кредит не потому, что его пугает ставка, а потому, что он не знает, в каких условиях будет находиться деловая активность, так что объем корпоративного кредитования будет падать, несмотря на дальнейшее смягчение, считает она.
Власти могут создать специальные условия для компаний, которые занимаются импортозамещением, субсидируя кредиты при существующих высоких ставках, допускает Орлова из Альфа-банка. Льготные кредиты системообразующим предприятиям промышленности и торговли будут играть важную роль, соглашается Михаил Васильев из Совкомбанка. По его мнению, также важны программы льготной ипотеки. Кредитование по рыночным ставкам при этом будет замедляться.
Что будет с депозитами
При нынешней ключевой ставке реальные ставки в банках с поправкой на инфляцию остаются положительными, говорит Полевой. Максимальная ставка по депозитам крупнейших банков — 15%, на более длинные сроки — ближе к 10-12%. Их нужно сравнивать не с инфляцией по итогам 2022 года, которую ЦБ прогнозирует на уровне 18-23%, а с ростом цен с апреля 2022 года по апрель 2023-го, то есть с инфляционными ожиданиями на год вперед, а этот показатель сейчас на уровне 10-12%. В среднем ставки по вкладам в банках выше инфляционных ожиданий на 1-1,5%. Таких высоких реальных ставок на депозиты в банках не было уже очень давно, и пространство для снижения ставки есть.
Несмотря на то, что ставки по депозитам существенно ниже годовой инфляции, нового оттока с вкладов ждать не стоит, соглашается Сусин из Газпромбанка. Инфляция с января по апрель уже выросла до 11%, то есть от той инфляции, которая прогнозируется в конце года — 18-23% — пройдено уже половина или больше половины. Кроме того, в банках ставки по депозитам уже существенно ниже годовой инфляции, но оттока не происходит. Но есть другой риск, отмечает Сусин. «Значительная часть рублевых депозитов, которые открывались в марте и начале апреля под высокие ставки (18-20%), истекают летом-осенью текущего года. Вклады по таким высоким ставкам были короткие, максимум на полгода. Если к тому моменту, когда депозиты истекут, ставка будет слишком низкой, то деньги будут перемещаться в другие средства сбережения», — говорит Сусин. Это может быть фондовый рынок или, например, валютные сбережения, добавляет он.
При нынешних ставках по депозитам оттока не будет еще и потому, что вкладчикам особо некуда вложить деньги, считает Орлова. Перевод за рубеж ограничен валютным контролем, а многие страны с опаской относятся к российским деньгам. «Получается, что у вкладчика мало альтернатив депозитам. Сидеть в валюте, когда рубль укрепляется, крайне дискомфортно. Хоть что-то получить по рублевым депозитам выглядит не такой плохой опцией», — заключает экономист.