Fitch и Moody's указали на риски дефолта в России: насколько этот сценарий реален
Что случилось
Введенные в отношении России санкции за «военную спецоперацию»* России на территории Украины обрушили кредитные рейтинги страны. Рейтинговые агентства Fitch и Moody's 3 марта резко снизили оценку кредитоспособности России. Fitch понизил ее долгосрочный суверенный рейтинг в иностранной валюте сразу на шесть ступеней — с BBB до B. В рейтинговой шкале агентства это предполагает, что есть «существенный риск дефолта, однако остается ограниченный запас прочности, финансовые обязательства на данный момент выполняются, однако способность продолжать платежи уязвима из-за ухудшения деловой и экономической среды». Как указывает Fitch, подорвать способность России обслуживать госдолг могут введенные против нее международные санкции.
Самый большой ущерб, по мнению аналитиков агентства, кредитоспособности России нанесли санкции ЕС и США, запрещающие любые операции с российским ЦБ. Более высокий рейтинг (B+) имеют, например, Ямайка и Руанда. «Реакция президента Путина на приведение ядерных сил в состояние повышенной боевой готовности, по-видимому, уменьшает вероятность того, что он изменит курс в отношении Украины до такой степени, которая необходима для отмены быстро ужесточающихся санкций», — отмечает агентство. Fitch также указывает на возможность новых санкций в отношении банковской системы России, повышение макрофинансовых рисков и снижающуюся динамику роста ВВП.
Moody's также снизила долгосрочный кредитный рейтинг страны на шесть ступеней — с Baa3 до B3. Этот уровень означает оценку долговых обязательств эмитента как «спекулятивных, подверженных высокому кредитному риску». Агентство видит риски срыва исполнения обязательств перед держателями долга из-за жестких и скоординированных ограничений в отношении России, а также нарушений в работе экономики и финсектора из-за перекрытия доступа к международным резервам.
С начала «спецоперации» на Украине часть резервов ЦБ была заморожена из-за санкций, ряд крупнейших банков попали в список SDN, что делает их фактически изолированными от финансовой системы западных стран, эти же банки будут отключены от системы SWIFT. Запрет США на транзакции с участием Минфина, ЦБ и Фонда национального благосостояния и заморозка долларовых резервов ЦБ уже затруднили техническую возможность выплат по обязательствам России в иностранной валюте. 3 марта Минфин США выпустил специальную лицензию, по которой держатели российских евробондов могут продолжать получать купонные выплаты по ним до 25 мая 2022 года.
В четверг, 3 марта, Wall Street Journal указала, что впервые с 1998 года Россия может пропустить выплату купонных доходов по рублевым гособлигациям со сроком погашения в 2024 году (дата выплаты по ним наступила 2 марта). WSJ уточняет, что российский Минфин отправил выплату, как обычно. В нормальной ситуации Национальный расчетный депозитарий (НРД) направил бы выплаты держателям облигаций, однако к четвергу этого не произошло. Еще с 28 февраля ЦБ предписал депозитариям и регистраторам приостановить передачу выплат по ценным бумагам российских эмитентов
иностранным физлицам и компаниям. До этого брокерам было запрещено удовлетворять заявки иностранных инвесторов на продажу российских бумаг.
Как сообщила Forbes пресс-служба НРД, купон по бумаге ОФЗ 26223 выплачен эмитентом, денежные средства зачислены в НРД и перечислены резидентам. Сейчас в отношении нерезидентов проводятся стандартные налоговые процедуры — прием от них налоговых раскрытий для удержания налогов в российских бюджет. После этого для держателей-нерезидентов «будет действовать предписание Банка России об ограничении возможности выплаты по ценным бумагам российских эмитентов для иностранных физических и юридических лиц».
«Состояние, синонимичное дефолту»
Вопрос дефолта в сложившейся ситуации можно считать во многом политическим, потому что экономика сейчас зависит от внешнеполитических событий, говорит экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец. «У России нет проблем с обслуживанием долга, наверное, нет и намерений властей отказываться от этого. С другой стороны, пока не разморожены операции с российскими ценными бумагами и физически обслуживание российских ценных бумаг невозможно для определенного круга инвесторов — это уже состояние, синонимичное дефолту», — говорит Донец.
Сложившиеся условия, в которых держатели-нерезиденты не получают выплаты, зависят не от заемщика — Минфина, а от его партнера в лице ЦБ, отмечает управляющий активами УК «Система Капитал» Павел Митрофанов. По его мнению, это «технические причины», которые не могут служить основанием для объявления дефолта. «Стоит обратить внимание, что это временные меры и кредиторы получат свои деньги, хотя здесь период невыплаты может затянуться», — отмечает он.
За неделю с начала «спецоперации» на Украине произошел слом глобальной финансовой архитектуры, и в нынешних условиях оперировать традиционными экономическими и финансовыми терминами сложно, считает экономист одного из российских банков, попросивший об анонимности. «Пока это не дефолт, это история с заморозкой [активов], когда ограничен доступ, но не прекращается исполнение обязательств как таковых, а просто присутствует зеркальная реакция на действия извне в отношении российских активов и обязательств перед ЦБ», — считает эксперт.
При оценке суверенного рейтинга агентства принимают во внимание возможность заплатить и желание заплатить по обязательствам, указывает директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. Возможность заплатить по обязательствам у России есть. «В данном случае, на мой взгляд, речь идет скорее не о возможности платить (с этим, думаю, Россия способна справиться сейчас — выплатить долг и забыть о нем навсегда), а о желании платить. Оценки желания заплатить не связаны с материальным положением, а связаны с изменившимся позиционированием России на международной арене», — говорит Буклемишев.
Не как в 1998-м
Масштабный дефолт, который ассоциируется с событиями 1998 года — тогда государство объявило дефолт по внутренним обязательствам, — в нынешней ситуации маловероятен, считает главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. При этом риск технического дефолта по отдельным обязательствам велик. «Технический, вызванный геополитическими рисками, дефолт по отдельным выпускам, в первую очередь валютным, конечно, будет. Мы уже видели новости о том, что Минфин хочет заплатить, но не может. Но именно дефолта как неспособности платить по долгам, не как факта, касающегося конкретного выпуска российских или иностранных облигаций, я не жду», — говорит Надоршин.
«Синонимичное дефолту состояние» России будет касаться преимущественно иностранных инвесторов, для российских граждан такая ситуация не создает дополнительных рисков, говорит Софья Донец из «Ренессанс Капитала».
«Я думаю, у нас не будет дефолта по внутренним обязательствам, перед внутренними заемщиками. У Минфина нет проблем с финансированием: все, что внутри в рублях обслуживается, будет внутри в рублях обслуживаться. Люди, которые вложились, банки и их вкладчики, не должны пострадать», — говорит Донец.
В то же время в случае технического дефолта по отдельным выпускам могут пострадать отдельные российские граждане, считает Евгений Надоршин из «ПФ Капитал». Однако речь идет о резидентах, которые оформляли свои инвестиции через иностранные компании. Эти компании, в свою очередь, покупали российский долг и сейчас не смогут получить выплаты по таким облигациям.
В условиях санкций государство сделало выбор не в пользу внешних обязательств, а в пользу стабилизации обстановки внутри страны, говорит экономист российского банка. «Сейчас все усилия прилагаются к тому, чтобы в первую очередь нормализовать и привести в рабочее состояние внутреннюю финансовую систему и все, что с этим связано. Думаю, это хороший сигнал для людей», — считает эксперт.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.