Вишванатан перечисляет некоторые знаменательные моменты и провалы последних лет: внезапное введение локдаунов из-за пандемии в начале 2020 года, появление множества новых отдельных игроков на рынке венчурных инвестиций, которые покинули известные инвестиционные компании или создали свои первые собственные фонды, повышенный интерес к стартапам со стороны хедж-фондов и специалистов по публичным торгам, а также рекордный приток долларов на фондовом рынке и недавнее падение котировок. «Последние два-три года были самыми необычными», — рассказывает Вишванатан.
Его компания планирует выходить на прибыль благодаря довольно необычному подходу ведения бизнеса. С 2018 года NewView Capital работает над наращиванием позиций в области венчурных инвестиций в стартапы, выкупая доли других инвестиционных компаний. Речь идет о покупке либо целых инвестиционных портфелей, либо некоторых частей пакетов акций или полных пакетов акций на выбор. Для этого Вишванатан создал два новых фонда с общим объемом нового капитала в $544 млн.
Идея NewView Capital проста. Во-первых, в настоящее время стартапам требуется больше времени для выхода на IPO или продажи бизнеса. На фоне этого инвестиционные компании с высокой бумажной доходностью сталкиваются с необходимостью незамедлительно возвращать часть средств своим собственным вкладчикам. Во-вторых, в связи с тем, что инвесторы часто переходят из фонда в фонд, создают свои собственные компании или выходят на пенсию, некоторые стартапы нередко оказываются в затруднительном положении. В таком случае пакет их акций принадлежит инвестиционной компании, в которой больше не работает их главный инвестор. По словам Вишванатана, первая реакция брошенных на произвол судьбы основателей стартапов обычно звучит следующим образом: «Что это такое?». «Впоследствии они начинают понимать, что это способ начать все с чистого листа», — добавляет глава NewView Capital.
Покупка акций, ранее переданных инсайдерам или инвесторам, или так называемые сделки на вторичном рынке — это не что-то принципиально новое для Кремниевой долины. Тем не менее, покупка крупных пакетов акций нескольких стартапов без приобретения фонда целиком — это необычное явление. Вишванатан доказал, что его идея работает три с лишним года назад. На протяжении долгого времени он был партнером многомиллиардной венчурной инвестиционной компании NEA. В 2018 году Вишванатан настоял на отделении от NEA нового венчурного фонда под названием NewView Capital, который получил от материнской компании пакеты акций 31 стартапа общей стоимостью $1 млрд, то есть львиную долю от его совокупного капитала в $1,35 млрд, предназначенного для прямых инвестиций в различные стартапы. В настоящее время в инвестиционном портфеле NewView Capital находятся такие «единороги», как платформы Forter, MessageBird и Plaid, а также биотехнологическая компания 23andMe и сервис для изучения иностранных языков Duolingo, которые провели IPO в 2021 году. Кроме того, в него входит веб-платформа для сбора данных о пользователях Segment, проданная в 2020 году за $3,2 млрд.
Традиционные венчурные фонды рассчитывают на возвращение капитала спустя не менее семи или даже 10 лет. В отличие от них, временные рамки NewView Capital частично ограничиваются сроком в пять или шесть лет. Основной фонд компании Вишванатана — это $244 млн нового капитала, предназначенного для первичных инвестиций в стартапы. Объем капитала во втором фонде составляет $300 млн. Он предназначен для повторных раундов финансирования стартапов и создания позиций, собранных из нескольких пакетов акций. NewView Capital — зарегистрированный консультант по инвестициям, и не имеет ограничений по балансировке инвестиционного портфеля. Компания планирует инвестировать примерно в восемь-десять сделок в год.
Сложность, конечно, состоит в поиске пакетов акций стартапов, на которых Вишванатан и его венчурный фонд могли бы заработать. При этом другие инвестиционные компании должны быть готовы продать их. Вишванатан рассказывает, что за последние несколько лет он встретился с представителями примерно 40 инвестиционных компаний. «После всего одной деловой встречи мы можем быстро понять, идет ли речь о действительно взаимовыгодной сделке или же о сделке, которая выгодна лишь одной стороне», — поясняет инвестор.
Другой венчурный фонд под названием 137 Ventures предоставляет основателям стартапов кредиты в обмен на возможность впоследствии получить их акции в качестве уплаты долга. Его основатель Джастин Фишнер-Вольфсон рассказывает, что ориентированный на взаимоотношения характер венчурных инвестиций — это стимул для того, чтобы подобные сделки и далее оставались честными. «Хорошие инвесторы хотят, чтобы все были довольны результатом, так как это очень важно с точки зрения их возможностей для работы в будущем», — добавляет Фишнер-Вольфсон.
Знакомые с рынком вторичных сделок юристы и инвесторы согласны с Вишванатаном в том, что сейчас действительно наблюдается структурное давление, которое подогревает спрос на такие механизмы инвестирования. Глава отдела инвестиций в технологические стартапы юридической фирмы Lowenstein Sandler Эдвард Циммерман рассказывает, что в настоящее время инвесторы привлекают средства гораздо чаще — практически ежегодно. По его словам, при этом они могут быть мультимиллионерами на бумаге, но не получать никакой прибыли. «Идеальный момент для того, чтобы попросить инвесторов-партнеров вашего фонда повторно подписать договор, наступит после того, как вы вручите им чек», — добавляет Циммерман, также основавший компанию First Close Partners, которая занимается поддержкой венчурных фондов, созданных представителями различных меньшинств.
Темпы привлечения средств могут также напрягать институциональных инвесторов, которым приходится выделять венчурным фондам больше капитала, чем ожидалось, пока котировки акций компаний из их портфелей продолжают падать на беспощадном рынке технологических акций. Основатель инвестиционной компании Industry Ventures и давний эксперт по сделкам на вторичном рынке Ханс Свилденс рассказывает, что буквально недавно слышал о том, что инвесторы-партнеры просят руководителей фондов вывести часть прибыли, особенно на фоне замедления волны IPO 2021 года.
Однако ценовое давление может сказываться по обе стороны. Основатель компании EquityZen Фил Хаслетт отмечает, что некоторые акционеры стартапов сейчас предлагают выкупить их акции по стоимости, которая на 10–30% ниже, чем в конце прошлого года. «Венчурные фонды не спешат заключать сделки по цене, которая на 30% ниже ранее заявленной», — рассказывает Хаслетт.
Эксперт по формированию фондов Джон Дадо из юридической фирмы Cooley скептически относится к понятию кризиса ликвидности. Он отмечает, что некоторые инвестиционные компании, которые работают с Cooley, занимаются изучением скорее абсолютно противоположного вопроса о том, как начать использовать механизмы, позволяющие избежать необходимости возвращать денежные средства спустя еще более длительный период, например, 12 или даже 20 лет. Тем не менее, Дадо очень нравится, что некоторые инвестиционные компании находят «дом» для стартапов, которые волею судьбы больше не так тесно связаны с их изначальными венчурными фондами.
В итоге NewView Capital надеется не только на то, что сделки на вторичном рынке просто необходимы в экосистеме стартапов, но и на то, что многие будут сотрудничать с фондом на фоне его достижений в области венчурных инвестиций. При этом другие фирмы, например, Industry Ventures, все еще занимают более крупные доли рынка. «Этот рынок настолько велик, что на нем едва ли можно столкнуться со знакомыми», — отмечает Свилденс. Недавно к NewView Capital присоединился еще один инвестор-партнер по имени Бен Фу, который ранее работал в NextWorld Capital и Scale Venture Partners. Теперь он будет работать в NewView Capital с Вишванатаном и еще одним партнером фонда Дэвидом Ю. Среди инвесторов-партнеров NewView Capital пока что нет женщин, однако, по словам Вишванатана, двое из трех руководителей инвестиционного направления компании — женщины.
Основатель платформы для предотвращения онлайн-мошенничества Forter Майкл Рейтблат работал с Вишванатаном сначала в NEA, а теперь в NewView Capital. В настоящее время стоимость его компании оценивается в $3 млрд. По словам Рейтблата, он до сих пор может попросить Вишванатана о помощи. Он добавляет, что они построили более близкие и доверительные отношения, кардинально отличающиеся от его отношений с другими инвесторами с более крупными портфелями, в число которых входят венчурные фонды Bessemer Venture Partners и Sequoia Capital, а также инвестиционная компания Tiger Global Management. Рейтблат подчеркивает, что команда экспертов NewView Capital — это еще один источник силы.
«На вторичном рынке есть много фондов, но они просто покупают акции», — рассказывает Рейтблат. «Если вам действительно нужен человек, обладающий огромными знаниями, опытом и временными ресурсами, то это, как я считаю, Рави Вишванатан», — добавляет основатель платформы Forter.
Перевод Полины Шеноевой