ЦБ подготовил поправки для запрета криптовалюты в России
ЦБ направил Минфину возражения по поводу предложенной ведомством в январе концепции регулирования оборота криптовалют. С письмом главы Банка России Эльвиры Набиуллиной министру финансов Антону Силуанову ознакомился Forbes. ЦБ подтвердил отправку письма.
В документе ЦБ указывает, что легализация цифровых валют создаст условия для роста инвестиций в инструмент, который фактически «является финансовой пирамидой». При этом лимиты по инвестициям в криптовалюту для неквалифицированных инвесторов не снимут эти риски, уверен регулятор. Сама концепция выделения квалифицированных инвесторов предполагает, что инвестор взвешивает все риски, получив определенный объем финансовых знаний. В свою очередь, динамика курсов криптовалют определяется преимущественно спекулятивными факторами, а в случае их запрета иностранными регуляторами они существенно обесценятся, поэтому высокий уровень финансовой грамотности инвестору не поможет, считает ЦБ. Если оборот криптовалют будет сопровождаться лицензируемыми и регулируемыми финансовыми институтами, у инвесторов возникнет «иллюзия государственной защиты», и в случае обвала курсов криптовалют они будут требовать возмещения своих убытков за счет бюджета, предупреждает Банк России.
В письме ЦБ повторил часть аргументов против легализации оборота криптовалют из своего январского доклада. По мнению регулятора, криптовалюты создают риски вывода денег из реальной экономики, фондового рынка и банковского сектора, угрозу суверенитета денежно-кредитной политики и подрывают результаты политики девалютизации, которая ведется с 2015 года. Создание инфраструктуры для выпуска и оборота криптовалют (появление организаторов систем оборота цифровых валют и организаторов обмена цифровых валют, о которых говорит Минфин) не устранит анонимную часть рынка, а создаст «шлюз» для вывода незаконных доходов. Участие в обороте криптовалют банков может «заразить» традиционную финансовую систему — в случае стресса на рынке криптовалют возможно возникновение проблем у финансовых институтов.
Сервис Росфинмониторинга «Прозрачный блокчейн» также не решает всех проблем — он не позволяет идентифицировать всю цепочку отправителей и получателей, получать данные о встречной операции (например, переводе фиатной валюты или передаче товара в обмен на полученную криптовалюту), осуществлять мониторинг и анализ операций с другими криптовалютами, перечисляет ЦБ. Если кошелек ранее не получил отрицательную метку на основании некой негативной информации, установить всех участников цепочки операций будет невозможно, указывает Банк России.
Наконец, индустрия майнинга криптовалют, по мнению ЦБ, не создаст выгод для экономики России: его конкурентоспособность в стране связана не с развитием передовых технологий, а с дешевой электроэнергией, а непроизводительный спрос на нее может ограничить производство и поставит под угрозу энергообеспечение предприятий и жилых объектов.
По словам источника Forbes в ЦБ, сейчас регулятор не видит возможности смягчить свою позицию ни по одному пункту возражений по поводу концепции Минфина. Собеседник Forbes в Банке России рассказал, что на встрече 15 февраля, в которой участвовали Набиуллина, Силуанов и вице-премьер Дмитрий Григоренко, позиции Минфина и ЦБ не сблизились. «Будет новый раунд обсуждений», — добавил источник Forbes.
Forbes направил запрос в Минфин.
Что предлагает ЦБ
В приложении к письму Банк России направил в Минфин проект изменений в закон о цифровых финансовых активах. В статье 14 закона — «Ограничение оборота частной цифровой валюты» — ЦБ предлагает запретить юрлицам и физлицам деятельность, «способствующую организации выпуска, выпуску, организации обращения частной цифровой валюты на территории Российской Федерации или за пределами территории Российской Федерации». Финансовым организациям запрещается владеть частными цифровыми валютами. Кроме того, в России, согласно поправкам ЦБ, запрещается распространять информацию не только о приеме цифровой валюты в качестве платежного средства, но и об организации выпуска, выпуске или организации обращения криптовалюты.
Согласно статье 14.1, банки должны будут отказать плательщику в переводе, если в отношении лица, которому переводятся деньги, «у кредитной организации имеются сведения» о его вовлеченности в выпуск или оборот криптовалют в России или за ее пределами. Аналогичные ограничения действуют для операторов связи и почтовой связи — они не могут принимать платежи в пользу лица, которое «способствует» выпуску или организации обращения «частной цифровой валюты».
Дискуссии вокруг оборота цифровых денег в России активизировались с января, после того как ЦБ выпустил доклад, в котором предложил запретить выпуск, оборот и майнинг криптовалют. Минфин, в свою очередь, выступил с концепцией, в которой предложил не запрещать, а регулировать оборот. Министерство предложило разделить инвесторов в криптовалюту на квалифицированных и неквалифицированных, начать выдавать лицензии криптобиржам и ввести идентификацию владельцев криптокошельков. В итоге концепция Минфина была утверждена правительством. Финансовое ведомство и ЦБ до 18 февраля должны подготовить законопроект об организации оборота цифровых валют.
Как говорил Forbes замглавы Минфина Алексей Моисеев, ведомство предлагает ограничить инвестиции неквалифицированных инвесторов в криптовалюты 50 000 рублями, а к квалифицированным предъявлять более серьезные требования, чем те, что существуют на традиционном финансовом рынке. По словам Моисеева, министерство ожидает налоговые поступления от криптоотрасли в случае ее легализации в районе 10-15 млрд рублей. Облагать налогом Минфин предлагает доход физлиц от продажи криптовалют, а также валютную переоценку криптовалют на счетах юрлиц.
В прошлую пятницу, 11 февраля, глава ЦБ Эльвира Набиуллина впервые прокомментировала предложенные Минфином меры. По ее словам, правительство не обсуждало с регулятором утвержденную концепцию, дискуссия только предстоит. «Мы видим угрозы для благосостояния граждан, финансовой стабильности, финансового рынка в развитии криптовалют. Концепция Минфина говорит о плюсах легализации. Мы сомневаемся в этом», — сказала она.