Минцифры предупредило о «драматических» последствиях запрета криптовалют
Минцифры встало на сторону Минфина в споре с ЦБ о судьбе криптовалют в России. Ведомство считает, что запрет крипты «драматически снизит» темпы развития технологической отрасли и приведет к оттоку IT-специалистов. Ранее об этом же предупреждал основатель Telegram Павел Дуров
Минцифры поддержало предложение Минфина не запрещать криптовалюты в России, но ввести регулирование этой отрасли. Это следует из сообщения, опубликованного на сайте министерства.
Согласно ему, ведомство считает, что запрет операций с цифровыми активами «драматически снизит» темпы развития российской IT-отрасли и сделает ее неконкурентоспособной. К такому выводу оно пришло, проанализировав международную практику регулирования криптовалют совместно с РУССОФТ, РАЭК, АПКИТ и другими IT-ассоциациями.
«Введение любых ограничений на выпуск и обращение криптовалют приведет к тому, что индустрия блокчейн-решений внутри страны перестанет развиваться. Любое регуляторное ограничение в этой части приведет к оттоку профильных специалистов в другие страны», — предупредил глава Минцифры Максут Шадаев.
По его мнению, запрет на обращение криптовалют «не укладывается в общие рамки» политики поддержки технологической отрасли, проводимой правительством и президентом Владимиром Путиным. Минцифры подчеркивает, что блокчейн является одной из самых быстрорастущих отраслей, а «у многих успешных международных проектов в сфере криптовалюты российские корни».
Для реагирования на риски, связанные с использованием криптовалют для финансирования противоправной деятельности, создания финансовых пирамид и мошенничества, ведомство предложило «сформировать необходимые меры по государственному регулированию» отрасли и обеспечение ее прозрачности.
Ранее за полный запрет на майнинг и операции с криптовалютами выступил Центробанк. В опубликованном на прошлой неделе докладе регулятор, в частности, предложил ввести ответственность за добычу и обмен криптой и ее использование для платежей.
Минфин выступил против такого радикального подхода, отметив, что жесткие ограничения приведут к тому, что технологии будут развиваться в других странах, но не в России. Министерство подготовило свою концепцию регулирования отрасли. Согласно ей, все операции с криптой будут проходить через российские банки, а держателям токенов нужно будет пройти упрощенную или полную идентификацию и открыть электронный кошелек в банке.
О том, что запрет криптовалют приведет к оттоку IT-специалистов и «уничтожению» ряда высокотехнологичных отраслей, ранее также заявлял глава Telegram миллиардер Павел Дуров. По его мнению, инициатива ЦБ не остановит недобросовестных игроков, но «поставит крест» на легальных российских блокчейн-проектах.
Позицию Минфина также поддержали Росфинмониторинг, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и ФСБ. Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков даже предложил протестировать легализацию криптовалют в рамках закона об экспериментальных правовых режимах, чтобы «посмотреть, как работают те же элементы инфраструктуры под жестким контролем, как вообще весь этот рынок развивается». Центробанк, в свою очередь, заявил, что легализация майнинга криптовалют несет большие риски для экономики России и жителей страны.
Как сообщили 28 января источники РБК, вице-премьер Дмитрий Чернышенко утвердил «дорожную карту» по криптовалютам, которая предусматривает их регулирование без полного запрета. По данным издания, идею поддержали все ведомства — Минфин, Минэкономразвития, Генпрокуратура, Росфинмониторинг, ФСБ, МВД, ФНС, Минцифры — кроме Центробанка.
Владимир Путин 26 января попросил ЦБ и Минфин прийти к общей позиции, но публично ни одну из сторон не поддержал. Президент отметил лишь, что у России есть «определенные конкурентные преимущества» в сфере криптовалют, особенно в майнинге: «Имею в виду профицит электроэнергии и хорошо подготовленные имеющиеся в стране кадры», — заявил глава государства. Источники Bloomberg заявили, что Путин разделяет позицию Минфина. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался уточнить мнение Путина.