К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Что происходит с майнерами Казахстана и почему их проблемы начались еще до протестов

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Массовые протесты и масштабное отключение интернета в начале года буквально парализовали майнинг в Казахстане, стране, которая занимает второе место в мире по объему добычи криптовалюты. Сейчас майнеры постепенно восстанавливают «добычу», но остается вопрос: останутся ли они в Казахстане?

В 2018 году основатель дата-центра для майнинга BTC.KZ Дин-Мухаммед Маткенов вместе с коллегами вложил в площадку для майнинга в небольшом северном городе Экибастуз $10 млн, а иностранный инвестор позже закупил 31 500 машин еще за $150 млн. «Биткоин тогда стоил $3000-4000 и не привлекал большого внимания. В прошлом году он вырос в 12-15 раз, но вместо успешного бизнеса привлек в Казахстан «гаражных» майнеров из Китая, которые не встают на учет, не платят налоги и подключаются к городским сетям, предназначенным для населения», — сетует Маткенов.

Столица майнинга

Казахстан стал прибежищем для многочисленных майнеров, вынужденных искать новые места для своих ферм после того, как власти Китая запретили любое использование криптовалюты на территории страны, а затем и инвестиции в криптовалюту.  Вот уже почти полгода страна занимает второе месте в мире по объему добытых биткоинов. Каждые сутки в мире добывается 900 новых биткоинов, из которых «казахскими» можно было считать 162 монеты, оценивает директор Binance в Восточной Европе Глеб Костарев. С августа 2020 года по август 2021 года страна увеличила свою долю в мировом майнинге почти в четыре раза, до 21,9%, по данным Кембриджского центра альтернативных финансов.

Многие китайские компании, занимавшиеся майнингом, продавали оборудование очень дешево, поскольку полностью выходили из игры. В итоге большинство машин осело в серой зоне майнинга Казахстана, рассказывает президент Национальной ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров Казахстана Алан Доджиев. «Все гаражи, дачи и овощные базы в регионах жужжат, потому что при текущих ценах на биткоин и электроэнергию майнить выгодно», — говорит Доджиев.

 

Война с майнерами

Еще в конце июня 2021 года казахский Forbes рисовал радужные перспективы для криптоэкономики Казахстана — страна могла обойти Соединенные Штаты по майнингу биткоина благодаря дешевому электричеству, низким налогам и близости к Китаю.

Но по мере развития криптобизнеса в стране власти Казахстана лишь усиливали контроль за ним. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 19 ноября заявил о необходимости усиления контроля за криптоактивами. «Иначе получается, что по добыче криптовалют мы страна номер два в мире, а финансовой отдачи практически не видим», — сказал он.

 

С 2022 года майнеры платят компенсационный тариф на электроэнергию — 1 тенге за каждый киловатт. Пойти на эти меры пришлось в том числе потому, что Казахстан столкнулся с дефицитом энергии — спрос на нее вырос за 10 месяцев 2021 года на 8%. «Речь идет о 1000-1200 МВт  электроэнергии. И, конечно же, мы это связываем с потреблением со стороны майнеров […] Для того чтобы эти 1000-1200 МВт произвести, необходимо порядка пяти лет и около $1-1,5 млрд. И мы не можем просто так наблюдать, как серые майнеры потребляют эту электроэнергию и таким образом способствуют возникновению дефицита в нашей стране», — возмущался в ноябре прошлого года первый вице-министр энергетики Казахстана Мурат Журебеков.

После повышения нагрузки на энергетический комплекс казахстанский оператор энергетических сетей KEGOC получил возможность в ручном режиме ограничивать майнинг, но в итоге это ударило по белому бизнесу, возмущается Дин-Мухаммед Маткенов. «120 человек из 150 мы отправили в неоплачиваемый отпуск, то есть по факту они сейчас безработные. Мы работаем в ручном режиме, нам звонят каждое утро и «разрешают» определенную нагрузку, от 30% до 100%, могут позвонить и вообще запретить работать. В среднем в месяц мы выдаем 30% мощности, теряем около 3 млн тенге в день (примерно 500 000 рублей), наш заказчик каждый месяц упускает $7 млн прибыли. А в январе после отключения интернета мы просто встали», — рассказал он Forbes. 

Маткенов считает, что правительство с криптомайнерами ведет себя так же, как и в ситуации с повышением цен на топливо. «Только в нашем случае оно вынуждает покупать импортную энергию по завышенным тарифам, так что было бы нас столько же, сколько водителей, то протесты начались бы раньше», — иронизирует он. 

 

Временная остановка 

4 января, спустя два дня после начала протестов в Казахстане, в стране начались перебои со связью, 5 января по всей стране отключили интернет. Отсутствие интернета  (его включают на несколько часов, перебои продолжаются до сих пор, сообщает Netblocks) означало одно — добывать криптовалюту стало невозможно. 

Все это время казахстанский криптобизнесмен Дидар Бекбау, сооснователь платформы для майнинга биткоина Xive, в нескольких коротких, но эмоциональных сообщениях в своем Twitter сообщал о том, что переживал майнинговый бизнес в стране.  

«В Казахстане заблокирован интернет. Мобильный, домашний — весь. Нет интернета, нет майнинга», — написал он в Twitter 5 января. А 9 января опубликовал картинку с Боратом, самым известным в мире вымышленным персонажем из Казахстана, роль которого исполнил американский актер Саша Барон Коэн. Надпись на ней гласила: «Казахстан: отключение интернета по всей стране. Майнеры биткоинов: «Я еду в Америку!» 

Интернет в стране сейчас работает, но с высокой задержкой передачи данных. Все активно рассматривают подключение спутникового интернета, чтобы избежать повторения сбоев с оптоволоконным подключением, сказал Алан Доджиев. События в Казахстане он называет «страшным сном для иностранного инвестора, который транслировался в эфире Euronews». 

«Сейчас, конечно, все фермы уже запустились, но призадумались [что делать дальше], нам остается надеяться на то, что память у инвестора будет короткая, как у рыбки. Нигде в мире нет готовых площадок, которые могут принять большую часть ферм с территории Казахстана прямо сейчас. Гипотетически это могут быть США, Канада, Швеция или Россия», — рассуждает Доджиев.

 

Казахстан теперь ждет судьба «временной остановки» для майнеров, которая закроется, как только срок службы машин подойдет к концу, и они развернут новое оборудование в более стабильных юрисдикциях с энергоэффективными и возобновляемыми источниками энергии, сказал CNBC Алекс Браммер из Luxor Mining. Тем более в некоторых странах политики уже предлагают создать условия  для переезда казахстанских майнеров. Например, испанский депутат Мария Муньос в январе написала письмо правительству, которое, по ее мнению, должно предпринять активные действия для поглощения бизнеса майнеров из Казахстана.

Новые игроки вряд ли придут в страну, пока не увидят стабильность, более категоричен портфельный управляющий криптоинвестиционного банка Hash CIB Рустам Боташев. А процесс поиска новых площадок для действующего бизнеса будет достаточно растянут во времени, и в первую очередь вопрос переезда станет актуальным для тех, кто столкнулся с перебоями с электричеством, считает Глеб Костарев. Китайским фермерам для переезда понадобилось около двух месяцев, добавляет аналитик «Атона» Валентин Родионов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+