Какие активы принесли инвесторам тысячи и миллионы процентов и что это означает
В поведенческой экономике существует такое понятие, как ретроспективное искажение (hindsight effect). Это когда мы заранее не знаем исхода какого-то будущего события и мысленно перебираем в голове все возможные варианты. Потом, когда ситуация склоняется в ту или иную сторону, мы начинаем верить в то, что предвидели такой итог с самого начала. Забывая при этом, что еще какое-то время назад у нас были сомнения относительно вероятности именно такого исхода событий. Прошедший 2021 год погрузил финансовый сектор в состояние того самого ретроспективного искажения. С одной стороны, на рынке присутствуют все признаки пузыря и надвигающегося шторма, с другой стороны, это продолжается уже настолько долго, что эксперты пытаются найти разумное объяснение.
Наглядный пример происходящего безумия — недавнее IPO потенциального конкурента Tesla, нового американского производителя электромобилей Rivian. Компанию с нулевыми продажами и объемом предварительных депозитов на покупку машин всего $50 млн рынок оценил во внушительные $100 млрд. Исходя из традиционных моделей оценки бизнеса это более чем в 100 раз выше стоимости компании Tesla, которую, кстати, тоже с очень большой натяжкой можно назвать недооцененной. Для того чтобы Rivian смогла оправдать свою нынешнюю стоимость, она в 2022 году должна получить выручку $2–3 млрд и войти в тройку крупнейших производителей электрокаров в мире.
В жизни, безусловно, бывает всякое, но с точки зрения рационального взгляда на действительность вероятность такого исхода не выглядит высокой. Впрочем, оценка компании Rivian не кажется заоблачной на фоне динамики лидера роста фондового рынка этого года — акций ретейлера компьютерных игр Gamestop Corp.
С начала 2021-го по конец ноября ее акции выросли в цене более чем на 1000%, став одной из лучших инвестиций года. Пикантности ситуации добавляет тот факт, что бизнес компании сокращается на протяжении длительного времени и как минимум три последних года она демонстрирует убытки. Причина ошеломительного успеха лишь в том, что в какой-то момент акции компании стали трендовыми в социальных сетях и сотни тысяч розничных инвесторов массово стали скупать их в надежде на быстрый заработок. Судя по внушительной динамике роста акций, некоторым из них удалось-таки заработать.
Те же, кто не успел вовремя купить акции Gamestop Corp, сместили фокус своего внимания на рынок криптовалют. Там доходности наиболее популярных активов существенно превышают даже самые смелые доходности на рынке акций.
Так, ставшая популярной благодаря Илону Маску и ничего собой не представляющая с точки зрения технологии пародийная монета Dogecoin на пике своего роста в мае 2021 года демонстрировала доходность 8000% в абсолютном выражении. Классическому инвестору, чтобы получить такой результат, потребовалось бы более 50 лет вкладывать средства в акции с доходностью 10% годовых.
Следом за Dogecoin менее чем через полгода еще более фантастический взлет продемонстрировала другая монета — Shiba Inu. Она была создана как пародия на пародийную же монету Dogecoin и демонстрирует доходность 84 600 000%. Небезразличные пользователи интернета выявили, что как минимум один человек в августе 2020 года вложил в Shiba Inu $8000. Его состояние оценивается в нескромные $5,7 млрд. Если ему удастся реализовать свой портфель по текущим ценам, то эта инвестиция имеет все шансы стать самой успешной в истории человечества.
На фоне таких головокружительных взлетов все больше и больше частных инвесторов предпочитают попытать свое счастье в трендовых, но при этом лишенных какого-либо смысла инвестициях. Для этого им не нужно быть экспертом хоть в чем-то, потому что самые высокие доходности приходятся на те инструменты, в которые разумные люди не стали бы вкладывать свои деньги.
Некоторые управляющие активами, кстати, решили не отставать от тренда и запустили стратегии на самые абсурдные инвестиции. Они отбирают наиболее нелепые с точки зрения здравого смысла объекты инвестиций и размещают в них средства клиентов. Сейчас сложно сказать, какие результаты принесет в будущем подобная стратегия, но лишенной какого-либо смысла и перспектив ее точно не назовешь.
У вас может сложиться впечатление, что приведенные примеры вырваны из контекста и подавляющего большинства традиционных активов они не касаются. И еще, возможно, они служат яркой иллюстрацией «ошибки выжившего» — ситуации, когда мы обращаем внимание на одного либо нескольких лидеров, но не обращаем внимание на сотни и тысячи аутсайдеров. Вы будете правы, но лишь отчасти.
Дело в том, что и традиционные активы, такие как классический рынок акций, тоже уже далеки от своих справедливых оценок. В частности, многие компании, входящие в индекс S&P 500, по основным критериям и мультипликаторам находятся на своих исторических максимумах, в полтора-два раза превышая предыдущие пики, пришедшиеся на канун кризиса доткомов в 2000 году. Справедливости ради стоит отметить, что эти новые рекорды были установлены еще в 2020 году, и сегодня мы наблюдаем все новые и новые максимумы.
Помимо американского, существует еще и множество других рынков акций, которые в меньшей степени переоценены. И с точки зрения здравого смысла внимание инвесторов в ближайшем будущем может переключиться на них. Однако практика предыдущих лет говорит о том, что международные рынки акций не имеют прямой корреляции с американским только в те периоды, когда американский рынок растет. Однако в те моменты, когда рынок акций США сильно снижается, его динамику повторяют и другие.
По совокупности всех озвученных причин наступающий 2022 год претендует как минимум на то, чтобы не быть заурядным. Мы можем увидеть продолжение золотой лихорадки на фондовых и крипторынках, маниакального поиска инвесторами тех активов, которые молниеносно сделают своих владельцев богатыми. С другой стороны, нас может ждать победа здравого смысла над жадностью и безрассудством, и тогда мы станем свидетелями серьезных коррекций.
Но для любого из этих двух противоположных сценариев у нас уже сегодня есть объяснения. И вполне вероятно, что через год мы будем говорить о том, что случившееся было ожидаемым, ведь мы с самого начала ожидали, что именно так все и произойдет.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора