Минфин Турции рассказал о «прогоревших» розничных инвесторах в иностранную валюту
В результате резкого восстановления турецкой лиры пострадали в первую очередь розничные инвесторы, заявил министр финансов Турции Нуреддин Небати. Он отметил, что любой финансист «в здравом уме» знал бы, что ситуация в Турции так или иначе изменится. «Итак, кто прогорел? Мелкие инвесторы, как всегда. Теперь они размышляют о своих потерях», — заключил турецкий министр
Министр финансов Турции Нуреддин Небати заявил, что в результате резкого восстановления турецкой лиры пострадали в первую очередь розничные инвесторы, передает Bloomberg. За неделю курс национальной валюты укрепился с 18 до менее чем 12 лир за доллар.
По словам министра, в Турции активно покупались иностранные валюты, «когда лира упала до 15, 16, 17 за доллар». «Кто были эти покупатели? Конечно, не крупные финансисты. Любой финансист в здравом уме знал бы, что ситуация в Турции так или иначе изменится», — сказал он. — Итак, кто прогорел? Мелкие инвесторы, как всегда. Теперь они размышляют о своих потерях».
Министр подчеркнул, что власти Турции предупреждали граждан, что рост иностранных валют по отношению к лире в последние месяцы — это пузырь.
За год ЦБ Турции снизил ключевую ставку четыре раза — с 19% до 14%. На этом фоне курс лиры снизился более чем в два раза — до 18 лир за доллар. Инфляция в ноябре ускорилась до 21,3%. Но на этой неделе турецкая лира резко укрепилась после представленного президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом плана «спасения лиры». План потребовался из-за обвала национальной валюты до рекордного уровня 18 лир за доллар, сообщал Reuters со ссылкой на источники в правительстве.
План заключается в том, чтобы создать финансовые инструменты, сохраняющие накопления населения в лирах за счет компенсаций курсовой разницы вкладчикам, объявил 20 декабря президент Эрдоган. Председатель правления Ассоциации банков Турции Алпаслан Чакар пояснил, как они будут работать. По его словам, в день внесения вкладчиком средств в лирах будет зафиксирована цена лиры к доллару и день, когда эти средства в турецкой валюте будут сняты с депозита. Разница курса будет компенсирована государством. Так власти надеются простимулировать делать вклады в лирах.
Однако аналитики и банкиры предупреждают, что если лира опять упадет, вынудив правительство и центральный банк выполнять обещания, то это может еще больше подстегнуть инфляцию, писал Reuters.
«Лира продолжала укрепляться в течение недели, уничтожая сбережения тех, кто вкладывал деньги в доллары и евро в попытке защитить свою покупательную способность», — пишет Bloomberg.
Несмотря на рост на этой неделе, лира все еще на 26% слабее по сравнению с 23 сентября, когда Центральный банк по настоянию Эрдогана начал снижать процентные ставки; в этом году лира демонстрирует худшие показатели среди валют развивающихся стран, отмечает Bloomberg.
По мнению Эрдогана, Турция может освободиться от зависимости в иностранном капитале, отказавшись от прежней политики, в которой приоритет отдавался более высоким процентным ставкам и сильному притоку капитала. В основе его идей лежит убеждение в том, что более низкие процентные ставки также будут сдерживать рост потребительских цен — полная противоположность консенсусному мнению руководителей центральных банков мира, писало агентство.