К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Реванш на рынке и потеря доли: что сделка «Ленты» и «Утконоса» значит для инвесторов

Фото Александра Щербака / ТАСС
Фото Александра Щербака / ТАСС
Одна из крупнейших торговых сетей России — «Лента» 16 декабря объявила о покупке сервиса доставки продуктов «Утконос» за 20 млрд рублей. «Лента» бьется за долю на рынке онлайн-доставки, а «Утконос» ждет реванша на нем. Что эта борьба принесет инвесторам?

Как будет выглядеть сделка

О том, что «Лента» покупает «Утконос», она объявила утром 16 декабря. «Лента» купит 100% ООО «Новый Импульс-50» (управляет «Утконосом») у «Севергрупп» Алексея Мордашова. При этом «Севергрупп» является основным акционером для обоих (у него 77,99% «Ленты»). Для этого она выпустит дополнительные акции — всего на 25,643 млрд рублей по цене 1087 рублей за одну бумагу, что предполагает дисконт примерно 5,5% к закрытию на Мосбирже 15 декабря. 

Акции разместят по закрытой подписке в пользу «Севергрупп». Остальные акционеры ретейлера получат преимущественное право приобретения дополнительных бумаг. «Утконос Онлайн» и «Лента Онлайн» продолжат оказывать услуги под своими брендами, но объединятся в рамках одного подразделения — Lenta-U, его руководителем станет нынешний гендиректор «Утконоса» Дэнни Перекальски. Ожидается, что стороны закроют сделку в начале февраля 2022 года. Но выпуск дополнительных акций должны одобрить акционеры на внеочередном общем собрании 11 февраля 2022 года. 

Что это значит для «Утконоса» и «Ленты»

«Утконос» — первая компания в России, которая начала развивать e-grocery — доставку товаров повседневного спроса — еще в 2000 году. Долгие годы она оставалась лидером в этом секторе, но с 2017 года начала терять долю на рынке. В апреле 2020 года «Утконос» потерял  первое место, уступив его X5 Group, а в мае его сместил уже со второго места «СберМаркет». Падение было болезненным — если в 2017 году доля «Утконоса» на рынке онлайн-доставки продуктов в России составляла 44,4%, то в III квартале 2021 года — всего 3,4%, рассказал Forbes гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. По оценке «Атона», доля еще меньше — всего 2%. В 2020 году количество заказов в «Утконосе» достигло 2,7 млн со средним чеком 5359 рублей, с первого квартала прошлого года компания потеряла 16,5% рынка онлайн-доставки, посчитал Goldman Sachs.

 

Между тем доставка продуктов онлайн остается самым быстрорастущим сегментом электронной коммерции, Infoline прогнозировал его рост более чем в шесть раз — до 2,5 трлн рублей в следующие пять лет, говорится в записке «ВТБ Капитала». А «Лента» до 2025 года хочет удвоить выручку (за девять месяцев 2021 года она составила 336 млрд рублей) и увеличить долю на рынке e-grocery в России до 10%, напоминает Дмитрий Пучкарев, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций». Компания развивает онлайн-доставку еще с 2019 года, но преимущественно за счет партнерств — в том числе с входящим в экосистему «Сбера» «СберМаркетом» и Igooods, основанным предпринимателями Григорием и Дмитрием Кунисами. Объединение «Утконоса» и «Ленты» будет означать совместные закупки товаров и совместное использование логистической инфраструктуры, что откроет доступ «Утконоса» в новые регионы и укрепит позиции «Ленты» в московском регионе, считает директор департамента анализа рынка акций «Атона» Виктор Дима.

Доля «Утконоса» на российском рынке e-grocery составляет 5,5%, доля «Ленты» — 2,3%, по итогам девяти месяцев 2021 года, говорит аналитик «Сбер Управление активами» Антон Тарасов. Для сравнения: у лидера рынка e-grocery — «СберМаркета» — доля 15%, следом за ним идут X5 Group и «ВкусВилл» с долями 14,7% и 13,7% соответственно.

 

Старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов посчитал, что Lenta-U имеет шанс войти в пятерку крупнейших игроков на рынке онлайн-доставки товаров повседневного спроса — она будет уступать только X5 Group, «СберМаркету», «ВкусВиллу» и «Самокату». 

В «ВТБ Капитале», напротив, считают, что заметных изменений в пятерке крупнейший игроков e-grocery не произойдет — рынок по-прежнему будут консолидировать «СберМаркет», X5 Group, «ВкусВилл», «Самокат» и «Яндекс.Лавка».

Что сделка значит для розничных инвесторов 

В «ВТБ Капитале» посчитали, что в рамках сделки «Утконос» оценили c коэффициентом цена/выручка (price-sales) 1, то есть «Лента» купит компанию за одну выручку. В то время как у более крупных игроков — X5 Group и «Магнита» — этот коэффициент примерно равен 0,3. Однако оценку затрудняет то, что покупатель и продавец имеют одного мажоритарного акционера, оговариваются аналитики «ВТБ Капитала». В записке Goldman Sachs говорится, что сам «Утконос» оценен дороже «Ленты» по мультипликатору EV/sales (стоимость компании относительно объема выручки) — 1,4 к выручке 2020 года против 0,5 соответственно.

 

Рынок положительно отреагировал на сделку — 15 декабря обыкновенные акции «Ленты» на Мосбирже закрылись на отметке 1150 рублей, 16 декабря они выросли в цене почти на 10%. Расписки на Лондонской бирже на 16:40 местного времени стоили $2,79, это плюс 6,5%, утром они взлетали в цене более чем на 30%. Целевая цена у «Сбербанк Управления активами» — 3,7$, у «Атона» — $3,5. Это означает, что бумаги «Ленты» могут вырасти еще на 25-33%.  

Но в сообщении «Ленты» о сделке говорится, что владельцы ее GDR не могут воспользоваться преимущественным правом покупки акций по закрытой подписке. Чтобы сделать это, им нужно будет конвертировать их в акции не позднее 19 января 2022 года. Судя по информации на сайте Лондонской биржи, сейчас одна акция — это пять расписок.    

Это значит, что инвесторы, которые не смогут поучаствовать в покупке бумаг по закрытой подписке, столкнутся с размытием своих долей. Не все инвесторы «Ленты» могут согласиться с решением о выпуске дополнительных акций, считает аналитик «Велес Капитала» Артем Михайлин. Размытие долей будет зависеть от конкретных финальных условий, то есть сколько инвесторов решат поучаствовать в размещении вместе с «Севергрупп», добавляет он. Но даже размытая — это будет доля в объединенном бизнесе «Ленты» и «Утконоса», уверяет Михайлин.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+