Расходы на госстройки вырастут на ₽200 млрд из-за инфляции и неизрасходованных денег
Глава Минэкономразвития Максим Решетников утвердил федеральную адресную инвестпрограмму (ФАИП) на 2022-2024 годы, сообщил представитель ведомства Forbes. Эта программа является частью федерального бюджета, через нее власти финансируют строительство и ремонт инфраструктуры, в том числе в рамках национальных проектов. Она фактически объединяет все госстройки.
В окончательном итоговом варианте программы предусмотрен рост расходов на 111 млрд рублей по сравнению с тем, что предусматривалось в изначальном проекте. Трехлетний объем программы достиг почти 3 трлн рублей, сообщил представитель Минэка. В 2022 году власти направят на госстройки 988 млрд рублей, в 2023 году — 1,01 трлн рублей, в 2024 году — 966,3 млрд рублей.
Получается, что чиновники увеличивают объем программы уже второй раз с сентября, когда кабмин внес проект бюджета в Госдуму. При составлении бюджета на три года правительство уже прописало увеличение расходов на ФАИП по сравнению с предыдущим трехлетним бюджетом более чем на 118 млрд рублей.
Таким образом, общее повышение расходов на адресную инвестпрограмму уже превысило 200 млрд рублей с осени этого года.
На что пойдут деньги
Почти половину всех денег — 1,4 трлн рублей — планируется направить на нацпроекты. Самым дорогим среди них оказался проект по безопасным и качественным дорогам (592 млрд рублей): он предполагает строительство и ремонт дорог в регионах, мостов и другой транспортной инфраструктуры. Второй в списке самых затратных — проект по модернизации и развитию инфраструктуры, на него Минэкономразвития хочет направить всего более 314 млрд рублей за три года. Сюда входят крупнейшие федеральные стройки — «Северный морской путь», «Европа — Западный Китай» и др. Эти два направления представитель министерства назвал ключевыми.
Треть денег ФАИП Минэкономразвития предложило потратить на софинансирование строительства региональных объектов — например, школ и больниц.
Оставшиеся средства пойдут на еще 860 инвестпроектов, их детали станут известны позднее, уточнил представитель Минэкономразвития.
Сам закон о трехлетнем бюджете, который предусматривает и траты на ФАИП, президент Владимир Путин подписал во вторник, 7 декабря. Предложения Минэкономразвития по увеличению расходов на инфраструктурные проекты уже приняты и учтены в этом законе, уточнил представитель ведомства.
Весь бюджет предполагает, что в 2022 году доходы составят чуть более 25 трлн рублей, в 2023-м — 25,5 трлн, в 2024-м — 25,8 трлн рублей. Траты составят 23,7 трлн рублей, 25,24 трлн и 26,35 трлн соответственно. На нацпроекты пойдет 8,6 трлн рублей.
Эффективно ли тратят деньги на инвестпрограмму
Расходы на госстройки увеличили в том числе потому, что не успели потратить все в этом году, объясняет федеральный чиновник. Это переходящие с прошлого года деньги, которые были «законтрактованы», но не потрачены. В частности, по итогам девяти месяцев 2021 года власти успели профинансировать только половину объектов из списка ФАИП (50,3%), сказал представитель министерства. Законтрактовано 83,8% проектов, добавил он.
Расходы правительство увеличивает вынужденно — в регионах значительный дефицит инфраструктуры, накопленные проблемы масштабны, говорит Forbes руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Еще один фактор — подорожавшие в 2021 году стройматериалы и металлы, «поэтому, очевидно, строительство и реконструкция стали более затратными», объясняет она.
Госрасходы на развитие инфраструктуры неоднократно критиковали аудиторы. К примеру, Счетная палата отмечала, что в 2020 году власти не полностью тратили выделенные деньги на инвестпроекты: исполнение расходов на ФАИП в 2020 году составило 88,3% — несмотря на пандемию, это выше показателя за 2019 год на 11,1 п. п. Но на 1 января 2021 года, по данным Росстата, которые приводила Счетная палата, исполнители ввели в эксплуатацию чуть больше половины из запланированных по федеральной адресной инвестпрограмме объектов — 154 из 301. А это меньше, чем в 2019 году. Кроме того, писала Счетная палата, в саму программу попало немало объектов без проектной документации, что стало одной из причин невыполнения показателей.
Еще ряд проектов в течение года вообще лишались госфинансирования из-за нарушений условий работы со стороны подрядчиков, указано в докладе Счетной палаты.