«Инвитро» собралась на IPO осенью 2022 года
Медицинская компания «Инвитро» планирует провести IPO и рассчитывает получить оценку более $1 млрд, сказал Forbes основатель и генеральный директор компании Александр Островский. По его словам, выход на биржу может состояться осенью 2022 года или весной 2023-го. «Инвитро» планирует получить двойной листинг — в России и на бирже в Лондоне или Нью-Йорке, уточнил председатель комитета совета директоров по аудиту «Инвитро» Дмитрий Борисов.
Компания хочет разместить 25-40% капитала, «в зависимости от того, какой будет спрос», сказал Борисов.
«Инвитро» пока не выбрала организаторов размещения, ведет консультации с инвестбанками. Если размещение состоится, «Инвитро» станет третьей публичной медицинской компанией, работающей в России. Первое «медицинское» IPO в 2012 году провела в Лондоне MD Medical Group Investments, владеющая сетью клиник «Мать и дитя», при оценке в $900 млн. В июле 2021 года Европейский медицинский центр разместился на Мосбирже с оценкой $1,125 млрд.
«Инвитро» в 2014 году уже планировала IPO на зарубежной бирже и хотела получить оценку в $1 млрд, рассказывал три года назад в интервью Forbes Александр Островский. Но кризис и санкции заставили отложить планы. Сейчас оценку, превышающую $1 млрд, Островский называет «максимально адекватной».
Планы развития
«Инвитро» принадлежит зарегистрированной на Кипре Invitro Holding. У фондов Russia Partners в компании 30%, остальное распределено между четырьмя основателями компании, включая самого Островского.
Менеджмент компании планирует, что часть денег, вырученных от IPO, получат акционеры компании. «Исходя из темпов роста компании, вряд ли фонд захочет выйти полностью», — предположил Борисов. Оcтровский сказал, что российские основатели компании также не планируют полностью продавать свою долю в «Инвитро». «Но у нас всегда должна быть возможность для привлечения ресурсов», — добавил он.
Часть средств «Инвитро» планирует направить на развитие и модернизацию лабораторий, системную работу с большими данными и увеличение сети с 1700 отделений в России и СНГ до 2500 в течение пяти лет. Компания не исключает выхода на рынки Ближнего Востока или Юго-Восточной Азии.
По словам Островского, в целом у компании 20-25 новых бизнес-направлений, которые могут стать драйверами развития компании. «Инвитро» хочет развиваться как компания, оказывающая услуги «первого звена» медпомощи.
«Мы хотим, чтобы ежедневные медицинские задачи решал аналог семейного врача, некий привратник, который в том числе оказывает первичную медицинскую врачебную помощь», — сказал он.
По итогам этого года выручка компании составит 38-40 млрд рублей, увеличившись за год на 50%, в том числе благодаря пандемии, сказал Островский. В пиковые моменты лаборатории «Инвитро» делали почти 1 млн тестов в день, «вклад» пандемии в общую выручку составляет около 20-25%, оценил Островский. «У нас в планах не было задачи стать «ковидной» лабораторией, потому что пандемия рано или поздно уйдет, и большая доля выручки от деятельности, связанной с COVID-19, может обрушить весь бизнес», — сказал он.
Кроме лабораторий, «Инвитро» развивает сеть ветеринарных клиник под брендом Vet Union — первая открылась в Москве в конце ноября. В августе этого года компания выпустила свою первую IT-разработку — программу для управления лабораторным бизнесом «Эфир».