Бизнес не добился смягчения эффекта от разрыва налогового соглашения с Нидерландами
Когда в декабре прошлого года Минфин объявил о начале подготовки законопроекта о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Нидерландами, для многих представителей российского бизнеса это стало ударом и грозило «катастрофой». Чтобы ее предотвратить, уже в апреле на площадке РСПП представители крупного бизнеса и профильные чиновники Минфина начали обсуждать, что делать, чтобы смягчить последствия разрыва для компаний.
В результате появился список предложений с изменениями в Налоговый кодекс, который премьеру Михаилу Мишустину направила X5 Group — компания зарегистрирована в Нидерландах и собрала «консолидированную» позицию бизнеса, сказали Forbes два участника переговоров со стороны бизнеса и собеседник Forbes из числа налоговых консультантов, знающий об этом от одного из участников обсуждений. Forbes изучил эти предложения.
X5 Group отказалась от комментариев, Forbes направил запрос в пресс-службу правительства, Минфина, РСПП и представителям премьер-министра Михаила Мишустина и первого вице-премьера Андрея Белоусова и ожидает ответа.
Россия начала переговоры с Нидерландами о пересмотре соглашения об избежании двойного налогообложения, которое предполагало повышение до 15% налога на дивиденды и доходы, еще в 2020 году. К тому моменту России уже удалось договориться о налоговом повышении с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Но с Нидерландами переговоры провалились. В мае этого года представитель Минфина Нидерландов Ремко Раус говорил ТАСС, что Россия выдвигала слишком строгие требования по предоставлению преференций по налоговому соглашению, что негативно отразилось бы на нидерландских компаниях.
В итоге уже в мае президент Владимир Путин подписал закон о денонсации соглашения. Оно перестанет действовать с 1 января 2022 года. И компании, в структуре которых есть бизнес в Нидерландах, будут вынуждены платить налог сразу в двух странах, по отдельным статьям налоговая нагрузка для них может вырасти в разы.
Ставка налога на выплачиваемые в Нидерланды роялти вырастет с 0% до 20%, до 20% увеличатся и налоги с процентов по займам. Российские компании, которые получают от своих голландских компаний дивиденды, лишатся возможности не платить по ним налог и так далее.
Что предложил бизнес и что не понравилось чиновникам
Бизнес старался с помощью поправок в российский Налоговый кодекс сохранить для себя налоговую нагрузку, как если бы прежнее соглашение с Нидерландами оставалось в силе, или же добиться более низких налоговых ставок. К примеру, прописать в Налоговом кодексе норму о единой ставке 5% для выплат дивидендов в адрес иностранных холдингов, акции которых обращаются на бирже, а также сохранить такую ставку для компаний, зарегистрированных в стране, с которой у России нет соглашения об избежании двойного налогообложения. После денонсации соглашения эта ставка вырастет до 15% и больше, в зависимости от структуры компании.
Еще одно предложение — установить единую ставку налога 5% на проценты по займам от иностранных публичных компаний (в противном случае они вырастут до 20% и выше).
Еще бизнес попросил прописать в Налоговом кодексе льготы для еврооблигаций. Сейчас компании в зарубежных странах, с которыми есть соглашение об избежании двойного налогообложения, не платят налог с доходов, полученных по облигациям. От налога также освобождены проценты по заимствованиям от независимых кредиторов.
Но Минфин принял решение не поддерживать ни одно из предложений из списка, следует из письма министра финансов Антона Силуанова Путину и первому вице-премьеру Андрею Белоусову. «Внесение изменений в Налоговой кодекс РФ считаем нецелесообразным», — написал Силуанов (копия от 6 сентября есть у Forbes).
Минфин пишет, что денонсация соглашения продиктована позицией Нидерландов в переговорах, которая имела «политические основания». Но дело не только в этом — сами предложения бизнеса, говорится в письме, противоречат одному из пунктов перечня поручений президента от 25 марта 2020 года — о требовании пересмотреть договоры России с другими странами об избежании двойного налогообложения, чтобы ставка налога в рамках этих соглашений была не менее 15%.
Неожиданный отказ
До сих пор Минфин шел навстречу бизнесу, в апреле, к примеру, заместитель министра финансов Алексей Сазанов заявил «Мы своих не бросим» в ответ на вопрос, как защитить российский бизнес в Нидерландах. «И даже первый вице-премьер Андрей Белоусов был не против компенсационных мер», — сказали Forbes два участника переговоров, и подтвердил консультант, знающий об этом от участника переговоров.
Минфин и профильные чиновники правительства изменили свою позицию по поводу предложений со стороны российского бизнеса «буквально за один день», сказал Forbes один из участников переговоров. «Диалог шел, я не был уверен, что одобрят все предложенные изменения в Налоговый кодекс, но мы рассчитывали, что очевидные вещи будут решены», — сказал еще один из участников переговоров бизнеса. Изменение позиции Минфина произошло «очень резко», добавляет он. С чем связан такой неожиданный, по мнению переговорщиков от бизнеса, отказ, никто из собеседников Forbes не знает.
Минфин в свою очередь выдвинул свои предложения по поддержке российского бизнеса после денонсации соглашения, сказал в конце августа замминистра финансов Алексей Сазанов. Но они касались «русских офшоров» — специальных административных районов в Калининграде и на острове Русский, поясняет источник Forbes, знакомый с предложениями. Речь шла о возможных льготах для компаний, которые решат перерегистрироваться в этих «русских офшорах», добавил источник. По словам собеседника Forbes в аппарате правительства, в кабмине еще нет окончательного решения о поддержке и о том, в какой форме она будет.
«Голландские налоговые ножницы»
У компаний, работающих в Нидерландах, может появиться еще одна проблема. Для бизнеса есть угроза и со стороны законодательства Нидерландов, где могут одобрить налог на нераспределенные дивиденды, говорит директор КПМГ по налоговому и юридическому консультированию Резида Валитова. Подобный документ внесли на рассмотрение парламента Нидерландов в июле 2020 года. Цель законопроекта — ввести дополнительный налог на дивиденды в случае, если при реорганизации компания переведет нераспределенные дивиденды в другую юрисдикцию, сказала она.
Пока неясно, может ли законопроект рассчитывать на парламентское большинство. Проблема актуальна, поскольку ряд российских групп [компаний] рассматривает возможность «переезда» из Нидерландов, говорит Валитова.
Законопроект подан оппозиционными партиями, его шансы на успех неочевидны, говорит Forbes партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов. «В любом случае компании, которые решили остаться, вряд ли будут делать реструктуризации после 1 января 2022 года, скорее всего, они дождутся нового налогового соглашения. А те, кто уже реорганизуется, вряд ли будут затронуты этим обсуждаемым условным налогом на дивиденды», — считает он.
При участии Елены Ганжур