К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Небедный студент: как приход нового поколения на фондовый рынок меняет инвестиции

Фото Гавриила Григорова/ТАСС
Фото Гавриила Григорова/ТАСС
Ковид и цифровые технологии привлекли на фондовый рынок миллионы новых инвесторов, преимущественно молодых. И если раньше считалось, что молодой человек — это, скорее всего, бедный закредитованный студент, то сейчас ситуация выглядит несколько иначе, рассказывает в колонке для Forbes директор по стратегическому развитию 
УК «Альфа-Капитал» Вадим Логинов

Смена поколений означает передачу неразрушенного войнами, революциями и дефолтами благосостояния от дедов к внукам. А для того чтобы заработать много денег, необязательно долго учиться и делать карьеру, ведь интернет создал массу возможностей для быстрого заработка. Да и сам рынок инвестиций, переживший более чем 12-летний период роста, а также новый рынок криптоактивов способствуют этому. Так что молодое поколение — лакомая целевая аудитория не только финтех-платформ типа Robinhood, но и традиционных брокеров, и управляющих активами.

Сейчас популярна фраза, что самой дорогой недвижимостью в мире является площадь на экранах смартфонов. Действительно, в среднем на мобильном устройстве задерживается около 30 приложений, а постоянно пользуются еще меньшим числом. Как победить в этой конкурентной борьбе? По данным Localytics, среднее мобильное приложение теряет 77% пользователей всего через три дня после загрузки, а спустя 30 дней его юзают всего 6%. Это связано с тем, что ожидания не оправдываются. Это важно для инструментов управления личными финансами и инвестирования, которые должны сразу же показать своим пользователям, насколько они полезны.

Но оказывается, что кроме практической пользы, важен эмоциональный фактор. Молодому человеку должно быть интересно, процесс должен его увлекать и даже развлекать. Но тут есть важная грань. Некоторые провайдеры инвестиционных услуг реализуют эмоциональный фактор влияния на клиентов через механизмы подталкивания и геймификации. Это может нивелировать понимание рисков, побудить к мисселингу. Но есть и те, кто делает это изящнее. Например, с помощью механизмов робоэдвайзинга и использования вместо отдельных ценных бумаг более диверсифицированных ETF и корзин биржевых фондов.
Неспроста в этом году растут биржевые фонды тематического плана с яркими стратегиями. Например, финтех Stash побуждает пользователей задуматься о долгосрочной перспективе и отраслях, которые окажут влияние на мир: космическом туризме, новом интернете, телемедицине, робототехнике, чистой энергетике. Стоит тут добиться сетевого эффекта — и ваш продукт идет нарасхват.

 

Продукты с сетевыми свойствами становятся тем лучше, чем больше у них пользователей. Например, телефон приобретал ценность по мере того, как все больше людей стало им пользоваться. Facebook обретает ценность по мере того, как все больше ваших друзей открывают там профили.
Конечно, молодежь интересует новоявленный мир криптовалют и цифровых активов. Согласно июньскому исследованию Interactive Investor, 45% людей в возрасте от 18 до 29 лет впервые ощущают вкус инвестирования через высокорисковые цифровые валюты.

Да, децентрализованные финансы не нравятся регуляторам, но это новая реальность, к ней надо адаптироваться. Американская SEC уже больше года не дает хода созданию десятка ETF с прямой экспозицией на криптовалюты. Даже заявка Fidelity не была удовлетворена в срок. А в Канаде такие фонды разрешены и прекрасно работают. То есть напрямую инвестировать в биткоин можно, а через фонд уже нельзя. Где логика?
Важным составным элементом инвестиций стала их социализация, подверженность влиянию финансовых блогеров и распространенность мемов. Знаете ли вы, что такое Stonks? Stonks — это написанное с ошибкой слово Stocks (акции), мем, означающий неверные финансовые решения. Например, покупка на хаях и т. п.

 

В 2021 году Stonks стал свое­образным символом сообщества Reddit, разогнавшего котировки акций GameStop. Примером постоянных Stonks стали инвестиции в биткоины, акции Tesla, Virgin Galactic, вложения в активы NFT. Удивительно, но в США опросы показали, что такие Stonks превосходно работают на привлечение внимания новых, особенно молодых инвесторов. Психологи пытаются понять суть этого феномена.
Евангелисты рынка управления активами, конечно, считают все эти явления порочными и призывают к долгосрочным диверсифицированным вложениям. Но часто делают это слишком скучно. А не нельзя ли соединить эти два подхода? Что мешает добавить в рациональное уравнение эмоциональных переменных?

Пока этого не делают профессионалы, но с этим успешно справляются новоиспеченные интернет-гуру типа дейтрейдера Дэвида Портного и разно­образных любителей порочных практик вроде pump & dump. Поищите таких финфлюенсеров в TikTok или Instagram, и вы схватитесь за голову. На TikTok хештег #FinTok был просмотрен более 420 млн раз. Причем часть этих финфлюенсеров еще даже не окончили институт. Недавно TikTok все-таки запретил финансовую и инвестиционную рекламу, подталкивающую к сомнительным инвестициям и вводящую в заблуждение. Но решит ли это проблему? Наоборот, запрет может привести к тому, что профессиональный и полезный финансовый контент от добросовестных фирм и экспертов не будет доходить до масс.

Молодые инвесторы — это уже данность. На рынке на долю инвесторов до 30 лет приходится более 20% счетов. Это более продвинутые цифровые пользователи, они хотят финансовой независимости, движухи и при этом стоят за более ответственное инвестирование, покупают уже не отдельные акции, а все чаще предпочитают биржевые фонды. Сейчас пока есть время подстроить под них инвестиционный мир, а потом они все сделают для себя сами.

 

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+