«Коммерсантъ»: Путин поддержал резервирование средств для желдорвойск на БАМе
Путин поддержал инициативу о резервировании для развития железнодорожных войск средств, которые бюджет получает от выполненных ими работ на Восточном полигоне, до 2030 года. Сейчас работы на Байкало-Амурской магистрали ведут 1500 военнослужащих, на них приходится до 5% сметы строительство на Восточном полигоне РЖД
Президент России Владимир Путин поставил резолюцию ««согласен» на письме помощника президента Игоря Левитина о резервировании для развития железнодорожных войск средств, которые бюджет получает от выполненных ими работ на Восточном полигоне, до 2030 года. Отдельно Путин поручил доложить по вопросу увеличения численности желдорвойск на стройках Байкало-Амурской магистрали (БАМ), сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо с резолюцией президента.
Сейчас на БАМе работает всего 1553 военнослужащих с возможным увеличением до 3000, на них приходится до 5% сметы работ на Восточном полигоне. В письме Левитина Путину говорится об увеличении штатной численности железнодорожных войск на работах по расширению БАМа, 1100 строителях и 550 единицах автомобильной и специальной техники. «В ходе реконструкции объектов прогнозируется повышенный износ оборудования и механизмов», указывается в письме, «применяемая техника не восстанавливается в необходимом объеме».
БАМ испытывает острую потребность в трудовых ресурсах в силу масштаба работ и нехватки мигрантов, традиционно составлявших до четверти рабочих на местах, но покинувших площадки в связи с пандемией. ОАО РЖД наняло необходимое количество людей — почти 16 000, но с учетом заложенных перспектив расширения до 2030 года, говорил в апреле заместитель гендиректора ОАО РЖД Андрей Макаров, «работы хватит всем, и военные будут востребованы».
«Учитывая дефицит трудовых ресурсов и производственных мощностей строительных организаций на отдаленных территориях Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, значительные объемы работ и сжатые сроки их реализации, задачи по выполнению отдельных работ по строительству, ремонту железнодорожных путей и искусственных сооружений могут быть выполнены железнодорожными войсками», — написал помощник президента. Он предложил ежегодно до 2030 года резервировать средства, поступающие в федеральный бюджет за выполненные желдорвойсками работы на Восточном полигоне, «для дальнейшего направления их на содержание и оснащение» этого рода войск.
Сейчас военные железнодорожные строители работают на 340-километровом участке Улак—Февральск. Десять бригад строят там 19 объектов, в том числе девять разъездов, девять двухпутных вставок и один главный второй путь — в восьми метрах от первого без прекращения движения на основном пути. Военные вышли на объекты в начале апреля, формально начали строительство с августа. Заместитель министра обороны Дмитрий Булгаков на прошлой неделе пообещал, что половина реконструируемого участка будет открыта для движения поездов уже в 2022 году.
Заместитель гендиректора РЖД Андрей Макаров в апреле рассказывал, что желдорвойска на БАМе получают такую же плату, как и гражданские подрядчики. Однако в силу того, что материалы им предоставляет заказчик, сумма относительно невелика — 2,5–3 млрд рублей в 2025 году, или 5% от общей платы подрядчикам. Эти средства, сказал он весной, выплачиваются в бюджет. В письме Левитина указывается, что инициатива о резервировании средств получила поддержку Минфина и Минобороны. В обоих министерствах газете не ответили.
Всего в этом году РЖД на БАМе планировали потратить 134,3 млрд рублей, по данным на сентябрь, уровень контрактации превышал 72%, но исполнение запланированных затрат было существенно ниже. Согласно проекту закона о бюджете, в целом доходы от оказания платных услуг, исполнителем которых выступает Минобороны, на сентябрь 2021 года составили 7,7 млрд рублей, в 2022–2024 годах они планируются на уровне 25–27 млрд рублей в год.
Левитин в письме пишет также «о необходимости увеличения численности железнодорожных войск с целью их привлечения к работам на Восточном полигоне». В РЖД сообщили, что войска будут добавлять персонал на стройки — до 3000 человек. Сейчас абсолютная численность желдорвойск оценивается в 25 000 — 30 000 человек.
По оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, долгосрочное закрепление объема работ за военными выгодно как РЖД, так и самим железнодорожным войскам. Военные, по его словам, получают крупнейшего гарантированного заказчика и возможность развития компетенций, обновления и расширения материально-технической базы, а также мотивацию конкурировать с гражданскими подрядчиками за новые участки БАМа. РЖД, у которых в этом году сохраняются серьезные проблемы с освоением инвестпрограммы на Восточном полигоне, заинтересованы в привлечении военных строителей и передаче им дополнительных объектов, чтобы хотя бы в 2022 году избежать срыва сроков ввода объектов и недоосвоения средств, считает эксперт.