Капитализация «Яндекса» установила новый рекорд: что будет с акциями компании
Что случилось
Капитализация «Яндекса» выросла более чем на $1 млрд в ходе торгов на Nasdaq 31 августа и достигла рекордной отметки — $27,5 млрд. Это произошло после того, как компания объявила о покупке части доли Uber за $1 млрд.
Что это значит
«Яндекс» выкупит 33,5% доли Uber в «Яндекс.Еде», «Яндекс.Лавке» и «Яндекс.Доставке», а также 18,2% в беспилотной компании Yandex Self-Driving Group. В результате сделки компания получит 100% контроль в этих сервисах.
Также «Яндекс» выкупит у Uber 4,5% акций совместного предприятия (СП), включая зарезервированные для опционной программы бумаги. После сделки у Uber останется 29% в СП, а «Яндекс» в течение двух лет сможет приобрести эту долю по фиксированной цене в диапазоне $1,8-2 млрд до сентября 2023 года.
Весь бизнес «Яндекс.Такси», за исключением беспилотных автомобилей, аналитики Goldman Sachs (GS) оценили методом SOTP (sum of the parts — сумма частей) в $9,3 млрд, а 33,5% доли Uber — в $3,1 млрд. Таким образом, «Яндекс» заплатит за долю Uber на $100 000-$300 000 меньше, чем по оценке GS. По оценкам Sova Capital, сегмент mobility (такси, каршеринг, доставка) «Яндекса» стоит $6,2-6,9 млрд.
Благодаря сделке «Яндекс» сможет быстрее принимать решения и ускорить интеграцию между технологическими инициативами «Яндекс.Такси» и «Яндекс.Маркета», пишут аналитики GS. Кроме того, «Яндекс» сможет более автономно управлять совместным предприятием, полагают они.
«Одна из причин сделки — [в том, что] нам нужна была большая синергия своих бизнесов. Например, с «Лавкой». У нас можно заказать товар в «Маркете», он приедет в даркстор «Лавки», затем можно заказать одновременно доставку этого товара и параллельно продуктов из «Лавки». Это улучшает экономику: за одну доставку курьер привезет и посылку, и еду», — рассказал Forbes управляющий директор и член совета директоров компании Тигран Худавердян.
Сумму в $1 млрд «Яндекс» заплатит из собственных средств. На июнь 2021 года у компании на счетах было $1,7 млрд денежных средств и еще $2,9 млрд на балансе, включая конвертируемые облигации. Также компания продолжает стабильно генерировать деньги: по оценкам GS, в 2022 году EBITDA подразделения рекламы и «Яндекс.Такси» составит $1,5 млрд.
Зачем это знать
Крупным планом
«Яндекс» работает на рынках е-commerc e и e-grocery (доставка продуктов) с 2016-го и 2018 года соответственно. Объем российского рынка электронной коммерции в 2020 году составил $34 млрд, а к 2025 году он вырастет до $108 млрд, по оценкам GS. Сейчас это сильно фрагментированный рынок со множеством игроков: три самых крупных — Wildberries, OZON и «Яндекс.Маркет» — в 2020-м занимали долю всего в 33%. Но к 2025 году на них будет приходится уже 65% внутреннего рынка электронной коммерции — «Яндексу» есть за что побороться.
В России «Яндекс.Еда» и «Лавка» конкурируют с Delivery Club и «Самокатом» (принадлежат совместному предприятию Mail.ru Group и «Сбера»), а также «быстрыми доставками» традиционных ретейлеров — X5 Group, «ВкусВилл» и других. «Яндекс.Маркет» — игрок номер три среди российских маркетплейсов после Wildberries и Ozon. Недавно «Лавка» вышла и на европейский рынок — сервис быстрой доставки продуктов запустился в Париже и Лондоне. За границей компания работает под брендом Yango Deli. В 2020 году сервис запустился в Израиле под названием Deli by Yango.
Для инвестора
На открытии биржи Nasdaq 1 сентября акции «Яндекса» продолжают расти на 2%, капитализация компании в ходе торгов уже превышала $29 млрд. Полный контроль над новыми вертикалями позволит «Яндексу» усилить кроссплатформенные преимущества — особенно в области электронной коммерции, и кристаллизовать свою ценность для акционеров, считает директор департамента анализа рынка акций «Атон» Виктор Дима. В «Атоне» рекомендуют покупать бумаги «Яндекса» с целевой ценой 6,155 рублей в перспективе ближайшего года.
Аналитики Sova Capital считают, что сделка позволит «Яндексу» консолидировать свои быстрорастущие активы в фудтехе и логистике: это даст возможность встроить их в маркетплейс и предоставить клиенту более комплексное предложение. Имея больший контроль над своими активами в области mobility «Яндекс» сможет их полностью консолидировать в течение следующих двух лет: это неплохо, учитывая их перспективы роста, полагают аналитики Sova Capital.