Банки предупредили ЦБ и МВД о проблемах из-за закрытия сервиса проверки паспортов
Национальный совет финансового рынка попросил МВД не закрывать сервис проверки подлинности паспортов. Банки отмечают, что альтернативный сервис на портале госуслуг работает со сбоями и имеет критически малые лимиты на запросы
Национальный совет финансового рынка (НСФР) предупредил Центробанк и МВД о проблемах, которые могут возникнуть у банков из-за планируемого закрытия сервиса подлинности паспортов. Участники рынка пользуются им для предотвращения мошенничества и борьбы с отмыванием денег. Альтернативный сервис на портале госуслуг работает несколько лет в тестовом режиме с «постоянными сбоями», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо финансистов в ЦБ и МВД.
Решение о закрытии МВД сервиса «Проверка по списку недействительных российских паспортов» принималось как раз из-за того, что на портале госуслуг тестируется альтернативный инструмент по проверке подлинности документов, удостоверяющих личность. «Вид сведений по проверке действительности паспорта гражданина Российской Федерации в Единой системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ) до настоящего времени размещен только в тестовой среде», — отмечается в письме НСФР в МВД.
В СМЭВ установлено ограничение 20 000 запросов в месяц для одного юридического лица, а сам сервис периодически недоступен, говорится в письме. Совет просит в случае закрытия сервиса хотя бы сохранить возможность использования списка МВД для проверки недействительных паспортов. В ЦБ в ответ на письмо НСФР сообщили, что департамент финансового мониторинга и валютного контроля регулятора разделяет озабоченность членов ассоциации по вопросу упразднения сервиса МВД. Вопросы, обозначенные в письме, прорабатываются департаментом с МВД, сказали в ЦБ. О результатах этой работы ЦБ сообщит дополнительно.
По словам главы НСФР Андрея Емелина, сервис МВД не является юридически значимым, но работает и все пользуются именно им. В нем находится самая достоверная информация о недействительных паспортах. «Она обновляется ежедневно, это неудобный сервис, там выкладывается pdf-файл, который банки вынуждены ежедневно вручную забивать в свои АБС, но все равно все пользуются именно им. Юридически значимый сервис на портале госуслуг уже несколько лет находится в тестовом режиме и постоянно сбоит», — рассказал Емелин.
Глава совета рассказал, какие именно проблемы могут возникнуть из-за закрытия сервиса МВД. «Усложнится работа по открытию новых счетов, борьба с мошенничеством и противодействие отмыванию денег и финансированию терроризма. Это приведет к дополнительным расходам на проверку подлинности паспортов», — сказал Емелин. «Нам важно, чтобы старый сервис оставался работоспособным до тех пор, пока новый не будет отвечать требованиям по нагрузке и скорости ответа» ,— отметили в банке «Тинькофф».
Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков напротив указал на недостаток сервиса МВД: в нем не реализовано API для автоматического обмена информацией, при том что этот вопрос давно требует полноценной автоматизации. «Ну а то, что в «пилоте» на платформе госуслуг есть отдельные шероховатости, так на то и «пилот» проводится», — отметил Войлуков.
Но банкиров больше технических сбоев в альтернативном МВД сервисе беспокоит именно ограниченный лимит запросов. «Даже для банка из третьей-четвертой десятки лимит в 20 000 запросов в месяц выбирается за день, максимум два, а для крупнейших банков это ограничение будет блокировать работу уже через несколько часов», — сказал собеседник газеты на банковском рынке. «А проверка подлинности паспорта крайне важна для банка, чтобы предотвратить мошенничество, это основная функция сервиса. К тому же противодействие отмыванию и финансированию терроризма с нас тоже никто не снимал», — отметили в одном из крупных банков.