Вступили в силу новые правила техосмотра. Что важного изменилось?
Федеральный закон от 01.07.2011 №170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определил новый порядок и периодичность проведения технического осмотра транспортных средств. Первое и главное — теперь автовладелец, не прошедший техосмотр, не сможет купить полис ОСАГО, а без него ездить на автомобиле запрещено.
Услуги по проведению техосмотра в течение двух лет постепенно передаются независимым коммерческим компаниям и предпринимателям, которые должны быть аккредитованы в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Поскольку эта процедура у вновь созданных компаний пока не отработана, да и формы необходимых документов принимались чуть ли не под новогодний звон бокалов и бой курантов, рассчитывать на них пока не приходится. Хорошо еще, что в переходный период (2012-2014 годы) будут действовать и привычные станции ТО, работавшие ранее (аккредитацию они получают автоматически).
Неприятно будет тем, у кого срок действующего полиса ОСАГО истекает раньше, чем наступает срок очередного ТО: придется пройти техосмотр раньше, чем это надо было бы сделать по прежним правилам. Ведь талон к моменту оформления страховки надо уже иметь на руках. Так что когда потеплеет и на дорогах появятся «подснежники», следует ожидать удлинения очередей на пунктах техосмотра.
А вот для тех, у кого талон ТО истек в 2011 году, а заключенный до наступления 2012 года договор ОСАГО будет еще какое-то время действовать, сделано приятное исключение — срок действия талона продлевается до истечения договора ОСАГО. Но это лишь для автомобилей с максимальной массой менее 3,5 т, не используемых для оказания услуг по перевозкам. Да и за границей РФ объяснить кому бы то ни было, что талон у тебя «как бы продлен», не получится (вообще практика показывает, что талон техосмотра у российских автомобилей за границей не проверяют, но вот такие, например, официальные документы доказывают, что как минимум опасность такой проверки существует). Не надо теперь оформлять ТО и на прицепы (принадлежащие физическим лицам) с максимальной массой до 3,5 т.
Важно и то, что сотрудники ГИБДД теперь должны будут проверять у автолюбителей только наличие действующего полиса ОСАГО: отсутствие талона техосмотра никаких последствий для водителя не повлечет: этот документ исключен из перечня документов, которые водитель должен иметь при себе.
И еще одно послабление: с 1 января пройти техосмотр владелец автомобиля может не только по месту его регистрации, но в любом регионе России.
Сколько это теперь стоит?
Самый низкий максимальный размер платы за техосмотр легкового автомобиля (325 рублей) установлен в Омской области. Дороже всего протестировать легковой автомобиль на предмет отсутствия неисправностей в районах Крайнего Севера — 1278 рублей. В Москве максимальная стоимость услуг оператора ТО составляет 690 рублей, в Санкт-Петербурге — 881 рубль. Это суммы без учета стоимости оформления талона техосмотра и диагностической карты. Впрочем, хорошо известно, как можно обойти любое ценовое ограничение — навязать дополнительную услугу (например, мойку перед ТО), добавить комфортности (экспресс- или VIP-вариант за считаные минуты) и т. п.
Все операторы техосмотра должны быть подключены к единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС ТО). Сама база данных будет вестись в полиции, а присоединение к информационной системе должно быть как минимум защищенным и надежным — на это придется потратиться. А тут еще аккредитация (минимум 25 000-30 000 рублей в год), диагностическое оборудование... Тем, кто решится заниматься техосмотром, придется серьезно вложиться, и установленные максимумы цен могут просто убить этот новый бизнес на корню.
Как это устроено за рубежом?
Хочу для сравнения остановиться на основных правилах проверки технического состояния машин в зарубежных странах. В большинстве стран обязательный техосмотр существует, а занимаются им, как правило, частные компании. Но есть и исключения. Так, в 13 штатах США обязательный техосмотр отсутствует. А в Японии, где он обязателен, занимаются им не только частные фирмы, но и Государственное транспортное управление. Сильнее всего различаются по странам сроки проведения ТО. Например, в Японии, Германии, Южной Корее техосмотр не требуется для автомобилей до 3-летнего возраста, а во Франции и Испании — до 4 лет. Зато во Франции и Испании автомобили старше 10 лет должны проходить ТО ежегодно, а в Японии, Германии и Корее — по-прежнему раз в два года. Свои особые правила в Великобритании: здесь ТО производится каждые 10 000 миль (16 000 км).
Практика показывает, что независимо от вмешательства в этот процесс государства автомобиль с определенной периодичностью подвергается плановому тестированию на наличие неисправностей, и производится устранение этих неисправностей. Неисправный автомобиль на дорогу выехать не может. В связи с этим зарубежные автовладельцы без сожаления расстаются с деньгами, тем более что сама процедура посещения пункта техосмотра не отнимает у них много времени.