К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Никому руки не выкручивают»: почему спорят Wildberries, Visa и Mastercard

Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Фото Andrey Rudakov / Bloomberg via Getty Images
Wildberries обвиняет в завышенных тарифах платежные системы, которые, в свою очередь, заявили о дискриминации потребителей. Forbes объясняет, в чем суть конфликта

Что случилось

Крупнейший российский онлайн-ретейлер Wildberries объявил, что его покупатели теперь могут экономить на комиссиях, оплачивая товары с помощью российских платежных сервисов — «Мир», Система быстрых платежей (СБП) или SberPay. Комиссии международных платежных систем достигают 2%, отмечает в сообщении ретейлер. Комиссии при обработке транзакций отечественными платежными системами ниже, поэтому, выбирая при оплате заказа «Мир», СБП или SberPay, россияне могут сэкономить на покупках 2%.

«Эквайринговые комиссии всегда были на уровне 1,2-2% в зависимости от видов товаров. Когда на рынок пришел «Мир», он установил комиссию на уровне 0,8%. Тогда это объяснялось необходимостью расширить сеть приема», — говорит председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева. Но со временем их комиссии практически не изменились. Поэтому и образовалась такая разница между комиссиями по «Миру» и по картам международных платежных систем, говорит Обаева.

Международные платежные системы вынуждены платить тарифы в Национальную систему платежных карт (НСПК). Их обязали делать это после того, как в 2014 году Visa и MasterCard прекратили обслуживать карты, выпущенные банками, акционеры которых попали под санкции США. Тогда в России приняли закон, по которому все операции по картам международных платежных систем должна обрабатывать НСПК. С 2015 года Visa и MasterCard обязаны нанимать НСПК в качестве подрядчика для обработки своих транзакций. В 2016 году свой трафик в НСПК передали также JCB, American Express и China Union Pay.

 

Тарифы для Visa и MasterCard неизвестны — ни компании, ни НСПК их не раскрывают. Но известна сумма, которую НСПК получает от систем. Так, в 2019 году Visa и MasterCard заплатили НСПК 11,9 млрд рублей. Это 74% от общей выручки НСПК, которая составила 16,1 млрд рублей. В 2020 году НСПК не раскрыла сумму, полученную от Visa и MasterCard.

Wildberries неоднократно заявляла представителям западных платежных систем, что их комиссии являются слишком высокими для рынка и превышают тарифы отечественных систем, рассказал «Ведомостям» представитель Wildberries в ответ на заявления Visa и Mastercard. 20 августа компания распространила заявление, в котором сообщила о незаконном давлении иностранных платежных систем на российские банки. «Нам стало известно о поступлении официальных писем от зарубежных платежных систем в адрес российских банков с угрозами штрафных санкций. Рассматриваем эти инциденты как попытки давления на отечественные финансовые организации, ограничения их независимой работы», — говорится в заявлении.

 

Оборот Wildberries миллиардера Татьяны Бакальчук вырос за год почти вдвое

Что говорят международные платежные системы

В Visa и Mastercard посчитали, что ретейлер не снизил цену для тех, кто использует российские карты, а наоборот — повысил на 2% стоимость товаров для держателей иностранных карт, сообщала газета «Коммерсант».

Такой подход нарушает права потребителей, поэтому Visa начала расследование, сообщил изданию представитель международной платежной системы в России Кирилл Агеев: «В компании Visa обеспокоены решением Wildberries начать взимать комиссию при оплате за товары по картам Visa в России. Мы выступаем против такой практики, поскольку убеждены, что такие действия негативно сказываются не только на потребителях, но и на самом бизнесе. Мы убеждены, что у потребителей должна быть возможность выбирать наиболее удобный для себя способ оплаты».

 

Mastercard увидел признаки дискриминации в отмене Wildberries комиссий за оплату российскими сервисами

Что говорит АКИТ

Wildberries поддержала отраслевая Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ). Давно пора показать потребителям, как зависит цена от способа платежа, считает президент ассоциации Артем Соколов. По его мнению, у покупателей сейчас большой набор платежных инструментов и есть выбор, какой платежной системой воспользоваться при оплате товара, а 2% — это не дополнительная комиссия и не повышение цены: услуга межбанковской комиссии, которую формирует платежная система, всегда была заложена в стоимость товара.

Соколов ссылается на данные ЦБ, по которым на карту «Мир» приходится более 24% всех операций в стране. В сегменте е-commerce сейчас больше 80% операций — безналичные, говорит Соколов, а международные платежные системы постоянно повышают interchange (интерчейндж — комиссия, которая взимается при безналичных расчетах. — Forbes). Только в этом году, продолжает он, одна из них повысила interchange для интернет-торговли на 50% (Соколов ссылается на заметку, в которой речь идет о повышении MasterCard межбанковских комиссий на 30-50%).

«Интерчейндж выплачивается при операциях в торговых предприятиях банками-эквайрерами напрямую банкам-эмитентам и является важным инструментом, который позволяет стимулировать внедрение инновационных технологий и привлекательных предложений для держателей карт, в том числе программ лояльности и кешбэка, — ответил на запрос Forbes представитель MasterCard. — Введенные с 1 апреля 2021 года изменения приводят наши ставки интерчейндж к рыночному уровню и являются ответом на ожидания многих российских игроков. Мы действуем сбалансированно и, поднимая интерчейндж в одних категориях, снижаем его по целому ряду товаров и услуг».

Что говорят участники рынка

Никто из конкурентов Wildberries (Ozon, AliExpress, «Яндекс») не стал официально комментировать Forbes конфликт маркетплейса и международных платежных систем. Однако близкие к этим компаниям источники на условиях анонимности говорят, что удивлены решением Wildberries. «Международные системы руки никому не выкручивают. Все продолжают работать с ними. Никто в здравом уме не будет ссориться с Visa и Mastercard. Позиция АКИТ ясна, они продвигают национальную платежную систему», — рассуждает сотрудник крупного онлайн-ретейлера. «Это инициатива, удивившая весь рынок», — соглашается источник из другой компании-конкурента. Кроме того, озвучиваются версии, что демарш Wildberries может быть маркетинговым ходом или средством добиться от платежных систем более выгодных условий.

 

Зарубежный опыт

В Европе очень жесткое регулирование, комиссии по дебетовым картам — строго 0,2%, по кредитным — 0,3%. Из-за этого никаких программ лояльности и кешбэков в Европе нет, говорит директор Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Олег Шибанов. В статье для издания econs.online Шибанов писал, что в США действует поправка Дурбина (по имени предложившего ее сенатора), которая установила предельное значение межбанковской комиссии для финансовых организаций с активами выше $10 млрд — 0,05% от суммы транзакции плюс $0,21 для дебетовых карт. Фактически после введения поправки размер межбанковской комиссии снизился вдвое.

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes

Фотогалерея «30 самых дорогих компаний Рунета. Рейтинг Forbes»
30 фото

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+