К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Проштрафились: о чем говорит замедление темпов роста основных показателей Alibaba

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Китайский IT-гигант Alibaba отчитался о замедлении темпов роста основных показателей. Что пошло не так?

Что случилось?

Китайский IT-гигант Alibaba, на долю которого приходится 80% огромного рынка электронной коммерции Китая, отчитался о замедлении темпов роста основных финансовых показателей и не оправдал ожидания аналитиков. После публикации результатов бумаги Alibaba в Нью-Йорке снижаются более чем на 2%, до $196.

Что это значит?

Alibaba отчитался о росте выручки в годовом выражении на 34% до 205,7 млрд юаней ($31,9 млрд). Но это с учетом покупки доли в сети гипермаркетов Sun Art. Без учета этой сделки выручка китайской компании увеличилась на 22%. По этому показателю Alibaba не достигла консенсуса аналитиков — эксперты Refinitiv прогнозировали ее рост до $32,3 млрд. Это существенное замедление роста — в квартале, закончившимся 31 марта 2021 года, компания показала рост выручки на 64%, до 187,4 млрд юаней ($28,6 млрд). Без учета Sun Art рост был 40%.

«Вы бедны, потому что неамбициозны»: чему в своих мотивационных речах учит Джек Ма

 

Выручка основного бизнеса Alibaba — электронной коммерции — выросла на 35%, до 184 млрд юаней. Для сравнения по итогам квартала, окончившегося 31 марта, она выросла в 1,7 раза — до 161,4 млрд юаней. Выручка второго по значимости бизнеса — облачного — выросла на 29% год к году, до 16,1 млрд юаней. Но в прошлом квартале этот сегмент вырос на 37% год к году.

Операционная прибыль составила 30,85 млрд юаней ($4,8 млрд), снизившись в годовом выражении на 11%.

 

За 12 месяцев, закончившихся 30 июня, количество активных пользователей экосистемы Alibaba достигло 1,18 млрд человек, увеличившись по сравнению с первым кварталом года на 45 млн пользователей. Большая часть этих людей — 912 млн человек — живут в Китае. Но и тут инвесторов ждало разочарование: количество активных пользователей за месяц маркетплейсов (Monthly Active Users, MAU) оказалось ниже прогнозов аналитиков — 939 млн против 947 млн, сказал аналитик «Финама» Сергей Кауфман.

«Наше поколение — самое везучее»: что сказал Джек Ма на прощание сотрудникам Alibaba

Чистая прибыль составила 42,8 млрд юаней ($6,6 млрд) — минус 7,7% год к году. Свободный денежный поток Alibaba снизился до 20,7 млрд юаней ($3,203 млрд) — это почти минус 43%. Компания объяснила это тем, что была вынуждена оплатить антимонопольный штраф на $2,8 млрд, выписанный ранее в этом году китайским регулятором, а также инвестициями. Alibaba инвестирует в платформу Taobao и другие локальные маркетплейсы, это позволит ей увеличить число пользователей в Китае на 100 млн человек к концу 2022 года, цитирует Bloomberg аналитиков Daiwa.

 

Выручка Alibaba за финансовый 2020 год выросла более чем на 40%, а число активных пользователей превысило психологически важную отметку в 1 млрд. Но теперь в Китае усиливаются рисков новой вспышки коронавируса и это омрачает перспективы для таких компаний, как Alibaba, пишет Bloomberg. Кроме того, Alibaba — в числе возможных жертв ужесточения регулирования со стороны китайских властей.

Зачем мне это знать?

Крупным планом

Alibaba — не первый техногигант, который не оправдал ожиданий аналитиков по итогам второго квартала. На прошлой неделе Amazon объявил о $113 млрд чистых продаж, в то время как аналитики ждали $115 млрд. Разочарованные инвесторы тогда обвалили стоимость бумаг компании на 7,5%.

По отношению к Alibaba аналитики в принципе были чрезмерно оптимистичны и переоценили ее возможности, считает директор по инвестициям УК «Открытие» Виталий Исаков. А тут еще выяснилось, что, по мере ослабления коронавирусных ограничений, люди постепенно начали возвращаться в офлайн-магазины в США и Китае, сказал инвестиционный менеджер Евгений Шатов.

Выход через офшоры: опасно ли инвестировать в китайские IPO

 

Рост онлайн-продаж в Китае во втором квартале замедлился на 13% год к году, по сравнению с 26%-ным ростом в прошлом квартале, написал в своем отчете Goldman Sachs на прошлой неделе. Это тревожный звонок для Alibaba. Правда, пока рано бить тревогу — во время ежегодного фестиваля шопинга 18 июня китайские потребители сделали онлайн-заказы на $89,4 млрд, на 26,5% больше, чем годом ранее. То есть, они не перестали делать покупки в интернете совсем.

Для инвестора

В ближайшее время Alibaba придется решить другую проблему — научиться жить при более жестком регулировании со стороны китайских властей. В Китае сейчас особенно следят за компаниями, которые привлекают иностранные инвестиции. Alibaba для этого использует компанию с переменной долей участия (variable interest entities — VIE). Инвесторы в других странах покупают акции не самой Alibaba, а депозитарные расписки ее офшора Alibaba Group Holding Limited. Это значит, что иностранные инвесторы не имеют никаких прав на активы Alibaba, пояснил директор по инвестициям УК «Открытие» Виталий Исаков. Китайские власти хотят пресечь такие схемы. Alibaba может пострадать от грядущих ограничений для VIE, написал в своем обзоре «Финам». «Теоретически, Коммунистическая партия Китая может прикрыть эту лавочку, и инвесторы окажутся ни с чем», — говорит Исаков.

Почему Китай ополчился на производителей онлайн-игр и к чему это приведет

 

Цена на акции Alibaba занижена, в том числе, из-за давления китайских регуляторов, говорит Исаков. А если прогнозы инвесторов о скорой коррекции или обвале мировых рынков оправдаются, то акции Alibaba тоже упадут, добавил он.

Сейчас китайские IT-гиганты стоят дешево относительно мировых аналогов, добавляет управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий. К примеру, Baidu торгуется с мультипликатором 15х годовых прибылей (против, скажем, 23.5х у Google), Alibaba — с мультипликатором 17х. Но это не так дешево, как в кризисные периоды, считает Русецкий.

В отчетности Alibaba сообщил, что увеличивает обратный выкуп акций с $10 млрд до $15 млрд. Так компания создает спрос на акции, повышает их стоимость и улучшает соотношение прибыли на цену акции. Это позитивный сигнал, замечает Кауфман. У «Финама» целевая стоимость Alibaba сейчас $312,1 за акцию.

Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+