Американский брокер Robinhood выходит на биржу. Сделает он это 29 июля на NASDAQ. Согласно материалам для Комиссии по ценным бумагам и биржам (SEC), оценка стартапа может составить около $35 млрд. Компания объявила цену размещения в диапазоне $38-42 за акцию.
Robinhood собирается разместить 55 млн акций на бирже Nasdaq, 95% — новые акции. Практически все собранные средства поступят в компанию, которая направит их на погашение части долгов и дальнейшее развитие бизнеса. Более того, действующие акционеры практически полностью сохранят свои вложения в Robinhood, а значит, они верят в компанию. Организаторы размещения получат опционы на покупку еще 5,5 млн акций. Высока вероятность, что они их реализуют.
Финансы всем и каждому
Онлайн-платформа Robinhood существует на американском рынке с 2013 года и предлагает пользователям войти в инвестиции максимально «безболезненно» — или, скорее, «бескомиссионно». Для США идея стала свежей и прорывной: старые игроки брокерского рынка ориентировались на наиболее состоятельных граждан. Поэтому за каждую операцию они брали с пользователей деньги — на тот момент это было в среднем около $10. Robinhood пошел по другому пути и предложил бесплатную биржевую торговлю частным инвесторам, тем самым ориентируясь на массового клиента.
Известность проект получил моментально, благодаря публикации в Hacker News, и за сутки основатели увидели 10 000 регистраций новых пользователей, а за год — около 1 млн. Однако, привлечь первые венчурные деньги стартапу удалось не сразу — только после семидесяти с лишним отказов, зато вложился в него сразу Index Ventures. Он же помог получить других инвесторов: в частности, Google Ventures и Andreessen Horowitz. Всего на посевной стадии в конце 2013 года стартап привлек $3 млн. Дальше, среди тех, кто оценил перспективы онлайн-брокера, оказались не только известные в Долине фонды, но и селебрити: тон задал актер и певец Джаред Лето в 2014 году. После него приложение «заметили» рэперы Snoop Dog и Jay-Z (он инвестировал через свою компанию Arrive Venture Capital), привлеченные новостью о том, что Robinhood теперь работает и с криптовалютой. Стартап на тот момент оценивался в $1,3 млрд.
Игра на жадности: почему миллионы инвесторов обречены на потери
Участие селебрити в стартапе привлекает к нему одновременно и потребителей (миллениалов и поколение Z), и инвесторов. Сарафанное радио, в целом, стало основным способом раскрутки проекта — мощной медийной рекламы у Robinhood никогда не было, на это даже не закладывали бюджет. Тем не менее стартап за восемь лет существования получил деньги от 62 инвесторов на общую сумму $5,6 млрд. Из них $3,4 млрд — в 2021 году.
В январе 2021-го, после финального раунда частного финансирования на $2,4 млрд Robinhood оценивали в $20 млрд.
Ралли фондового рынка, стремительный рост биткоина, а также история с бунтом частных инвесторов с Reddit (после которой компании пришлось получать экстренное финансирование) принесли огромную известность бренду. Robinhood стал явным бенефициаром бума частных инвесторов в разгар пандемии. В 2020 году число пользователей с активами на счетах выросло более чем в два раза. Рост в этом году продолжается. Только за первый квартал он составил 44% по сравнению с концом 2020-го. Точных данных за второй квартал пока нет. Компания прогнозирует, что число пользователей с активами на счетах вырастет еще на 25% квартал к кварталу.
На бесплатном приложении можно зарабатывать
Сделки с большей частью активов бесплатны для пользователей Robinhood (у проекта есть «премиальная» подписка, которая дает доступ к большему числу операций). Брокер взимает комиссию не с пользователей, а с маркетмейкеров за поток заявок. Выглядит это так: Robinhood получает заявку от клиента и затем направляет ее не прямиком на биржу, а крупному оптовому игроку (маркетмейкеру). Зачастую это компания, которая занимается высокочастотным трейдингом на алгоритмах. Маркетмейкер, в свою очередь, собирает тысячи таких заявок, а на биржу отправляет одну большую. Благодаря масштабу, он значительно сокращает издержки, а также может получить наиболее выгодную цену на бирже. При этом заявки клиентов Robinhood исполняет по более высокой цене, чтобы на разнице заработать прибыль самому и оплатить услуги Robinhood по привлечению заказов. Несмотря на подавляющее большинство вложений в акции, Robinhood зарабатывает больше всего не на них, а на торговле опционами — спреды в опционах выше, а значит и комиссии тоже.
Справедлива ли оценка
Конкурентами Robinhood являются традиционные брокерские дома — Fidelity, Charles Schwab, Interactive Brokers, e-Trade, и такие стартапы, как Webull, Sofi и Acorns. Из таблицы видно, что Robinhood может оцениваться сильно дороже более крупных, традиционных игроков в сфере управления активами. И рост он показывает куда более значительный.
Причин этому несколько: во-первых, идея все еще продолжает привлекать аудиторию. По итогам первого квартала 2021 года у стартапа 18 млн активных пользователей, из них ежемесячную активность проявляют 17,7 млн. Половина из них пробуют инвестировать впервые.
В сравнении со старыми брокерскими домами США (такими, как Fidelity Investments и другими) цифры выглядят не самыми высокими, активов у этих игроков рынка в долларовом эквиваленте в разы больше. Однако, у Robinhood более активная клиентская база — количество загрузок приложения исчисляется миллионами, а не тысячами, как у конкурентов, и в течение двух-трех месяцев приложение находилось на первом месте по скачиваниям в американском App Store (превзошло Tik Tok, Facebook и другие).
У пользователей сервиса очень высокая частота торгов и количества операций, а за счет большого оборота — как и маленьких поручений, — по сути, создается вся активность на рынках, растет ликвидность.
Монетизация в портфеле у Robinhood также значительно выше. И это ключевая причина, по которой все еще довольно молодой стартап инвесторы оценивают в несколько раз дороже, чем других игроков рынка. Кроме того, Robinhood — это все же финтех-проект, а не просто финансовая компания, что также добавляет ему привлекательности на фоне других американских брокеров.
Учитывая высокие темпы роста Robinhood, компания может разместиться и при оценке в $40 млрд, а не $35 млрд. Сравним с другими перспективными финтехами, которым, как и Robinhood, публичное размещение только предстоит.
Возможные драйверы дальнейшего роста Robinhood
Во-первых, рост аудитории. Cейчас приложением пользуются около 20 млн человек, средний возраст которых 31 год, то есть в основном это миллениалы, а их в Штатах, по последним данным Бюро переписи населения США, 72 млн или 92 млн, по данным Goldman Sachs. Значит, потенциал роста еще огромный. Кроме того, брокер работает пока только в США и в случае географической экспансии может значительно нарастить клиентскую базу.
Кроме того, можно рассчитывать на увеличение среднего счета клиента в дальнейшем. Это может произойти по мере взросления аудитории и роста ее накоплений, а также по мере запуска новых продуктов и услуг. Сейчас клиент Robinhood держит на счете в среднем $5 000, тогда как у традиционных брокерских домов этот показатель измеряется сотнями тысяч долларов.
Пределы риска: почему регуляторы ограничивают массовых инвесторов
Еще один драйвер — расширение предложения. Брокер в мае сообщил, что запускает платформу для частных инвесторов, чтобы те могли участвовать в IPO наряду с огромными фондами с Wall Street.
Перспективы после IPO
Важно понимать, что прошлый год и начало нынешнего были неординарными. До сих пор Robinhood бросал все силы на поддержание роста в США, и текущего весьма ограниченного функционала площадки было достаточно. С привлеченными средствами в ходе публичного размещения брокер получит ресурсы для разработки новых продуктов и услуг (добавление новых финансовых активов на площадку, собственный платежный сервис и т.п.), а также расширения географии. Сейчас он работает только в США. Это может сгладить переходный период после взрывного роста.
Среди благоприятных факторов, взросление ядра аудитории — миллениалов — за которым может последовать рост вложений.
Ограничить этот позитивный эффект может репутация Robinhood как площадки для спекулятивных сделок. Риски создает и избыток внимания со стороны регуляторов — они могут ввести потенциальные ограничения, усложняющие работу стартапа. В начале июля Robinhood получил рекордный штраф в $70 млн от американского управления по контролю в финансовой индустрии (FINRA) за причинение вреда миллионам клиентов. FINRA расследовало действия Robinhood и пришла к выводу, что с осени 2016 года брокер неверно информировал пользователей о возможности заключать сделки с маржой, о суммах средств на счетах клиентов, их покупательной способности и риске потерь в опционах. Еще некоторым клиентам компания неверно сообщала об отрицательных остатках на счетах.
Внимание регуляторов может нести угрозу всей бизнес-модели, в которой главный источник доходов — плата маркетмейкеров за заказы.
Также не стоит забывать, что конкуренция на брокерском рынке растет. Крупные брокеры не только снижают комиссии, но и консолидируются. Например, Charles Schwab поглотил TD Ameritrade, а банк Morgan Stanley купил брокера E-Trade. Кроме того, на рынок выходят новые, но уже известные игроки.
Да и новые игроки не дремлют: уже появляются проекты, которые могут в будущем потеснить Robinhood. Например, приложение Acorns, где пользователи не сами принимают решения, куда инвестировать, а доверяют «искусственному интеллекту». Алгоритм принимает инвестиционные решения в зависимости от предпочтений пользователя. Не нужно тратить много времени, чтобы разобраться куда инвестировать, задача упрощается еще сильнее, а именно к этому стремятся потребители.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора