Есть ли защита от бури: как подготовиться к возможному краху рынков из-за роста мировой инфляции
Сегодня слово «инфляция» все чаще упоминается экономистами и инвесторами. Она стала головной болью большинства развивающихся стран. Российская инфляция в апреле составила 5,53%, что выше таргета российского Центробанка на 1,53 процентного пункта. Инфляция в Мексике, Бразилии, Индии, Таиланде, Чили, на Филиппинах в апреле также превысила таргеты регуляторов.
Но рост цен ощущают не только развивающиеся рынки, и это тревожно. В США в апреле инфляция неожиданно даже для Федеральной резервной системы (ФРС) побила рекорд 2008 года и достигла 4,2%.
Скорее всего, цены по всему миру растут не только из-за высокого спроса и восстановления экономик, но и из-за того, что ФРС, Европейский центральный банк (ЕЦБ), Банк Англии, Банк Японии и прочие крупные регуляторы с начала пандемии вливают ликвидность на фондовый рынок. В итоге на фондовом рынке фьючерсы на мясо, кофе, зерно, металлы и многие другие виды сырья растут не только на опасениях перебоев с поставками, но и из-за спекулятивного спроса. За год стоимость фьючерса на сталь подскочила более чем в три раза, на медь — почти вдвое. Цены на сахар, кофе и кукурузу за год также выросли в два раза.
Центральные банки развивающихся стран будут пытаться сдержать рост цен при помощи повышения ставок. Но далеко не факт, что это будет эффективно, если печатный станок от регуляторов развитых стран продолжит работать. Ставки поднимают Банк России, Банк Бразилии, Банк Турции, но, если инфляция будет расти и дальше, многие регуляторы вскоре к ним присоединятся.
Долговая пирамида: cмогут ли мировые регуляторы предотвратить новый кризис
Больше, чем экономистов, инфляция беспокоит только инвесторов. Казалось бы, чтобы приостановить нынешний рост цен, ФРС стоит прекратить печатать деньги — постепенно и остальные крупные регуляторы начнут делать так же, и мировые цены перестанут расти. Но щедрые стимулы привели к тому, что цены активов на фондовом рынке начали зависеть от постоянных вливаний ликвидности. Например, сейчас любое упоминание об ужесточении монетарной политики ФРС вызывает на рынках панику и коррекции.
Пока ФРС нам обещает, что инфляция будет высокой лишь временно, все больше аналитиков склоняются к тому, что сильный рост цен в США может оказаться продолжительным явлением. Есть три источника, которые могут поддерживать рост инфляции в США. Это потребители, инвесторы и производители.
В марте реальные располагаемые доходы населения Соединенных Штатов оказались на треть выше допандемических показателей, при этом доля сбережений в доходах населения оказалась почти в четыре раза выше, чем до пандемии.
Ограничительные меры сворачиваются, занятость в США растет, поэтому отложенный спрос имеет очень серьезные шансы «высвободиться» и повысить цены. Инвесторы, не имеющие прямого отношения к промышленности и сельскому хозяйству, торгуют фьючерсами на зерно, хлопок, медь и еще больше раздувают цены на commodities (сырьевые товары. — Forbes) из-за избытка ликвидности, предоставленной ФРС, ЕЦБ и прочими центробанками. А производители видят растущий спрос в США, дорожающие материалы и перебои в поставках. Они понимают, что стоимость сырьевых товаров продолжит расти, и пытаются закупиться материалами впрок, еще больше повышая спрос и ценовое давление на сырьевые товары, параллельно повышая цены конечной продукции.
Американская инфляция может оказаться временным явлением, а может и запустить новый вид инфляционной спирали. Ни один экономист не скажет вам, что будет с долларовой инфляцией, если он, конечно, не прорицатель. Поэтому важно рассмотреть оба случая. Первый — инфляция в США, как и в ряде других странах, станет слишком высокой. Тогда ФРС вынуждена будет объявить о сокращении темпов покупки активов в ближайшие месяцы. И мы увидим очень серьезную коррекцию на фондовых рынках. В такой ситуации упадут фьючерсы на металлы, зерно, мясо и прочие сырьевые товары. и это наверняка снизит инфляционное давление по всему миру. Продовольственная инфляция упадет, но мы, вероятно, увидим очень серьезный отток инвесторов и падение рубля. Как говорится, если Америка чихает, развивающиеся рынки уже заболевают пневмонией.
Если же инфляция в США в мае начнет снижаться, тогда печатный станок от ФРС будет бесперебойно работать как минимум еще несколько месяцев. Для фондовых рынков это станет дозой успокоительного, и они подрастут. Но аттракцион невиданной щедрости от ФРС может продолжить разгонять цены товаров и, соответственно, инфляцию в развивающихся странах.
Власть над прогнозами: что будет с мировой экономикой, если ФРС не сможет удержать инфляцию в США
На России это скажется не лучшим образом. По данным Банка России, основной вклад в нашу высокую инфляцию вносят продовольственные товары без учета плодоовощной продукции — макароны, хлеб, мясо, яйца и так далее. Цены на эти товары на прилавках напрямую зависят от мировых цен, которые очень активно росли весь год и продолжат расти из-за стимулов ФРС. Банк России, как и другие центробанки развивающихся стран, будет вынужден повышать ставку. Высокие ставки помогут снизить спрос в стране, но вряд ли помогут снизить мировые цены. Можно ли при помощи повышения ставки подавить спрос настолько, чтобы цены на прилавках падали, несмотря на рост мировых цен на десятки процентов в год? Не хочется узнавать ответ на этот вопрос экспериментальным путем.
ФРС, ЕЦБ и прочие центральные банки развитых стран начали печатать деньги для противостояния экономическому кризису, поразившему мир в начале 2020 года. Такие меры поддержали фондовый рынок и экономики этих стран. Но стоило ли оно того? Если инфляции в США не будет и ФРС продолжит скупать активы, развивающиеся рынки будут вынуждены бороться с инфляцией, жертвуя своим экономическим ростом.
История не терпит сослагательных наклонений, зато экономисты терпят. Решение регуляторов вливать деньги в экономику было принято в надежде, что пандемия продлится несколько месяцев. Но, если проводить такую политику слишком долго, кто-то за это обязательно будет расплачиваться.
Ну и, пожалуй, наиболее важный вопрос: как подготовиться к той буре на фондовом рынке, которая может разыграться в случае роста инфляции доллара и соответствующей реакции ФРС?
Прежде всего надо отдавать себе отчет в том, что в те дни, когда будет падать весь рынок, защитных активов не будет — разве что кеш. Мы наблюдали это неоднократно: индексы летят вниз, маржин-колы следуют один за другим — и привет, кризис ликвидности. Такие события, как правило, провоцируют прилет «черного лебедя», и примерно так и было в марте 2020 года.
С другой стороны, об инфляции и усилении инфляционного давления, а также о реакции ФРС на это говорят уже достаточно давно.
Поэтому при всем желании назвать этот фактор «черным лебедем» язык не поворачивается. Ведь «лебедь» и последующая паника — это прежде всего внезапность. В 2008 году «лебедем» стал крах Lehman Brothers, а в 2020 году — коронавирус. Станет ли таким «лебедем» инфляция в 2021 году? Есть определенные сомнения.
Умеренно плохая ситуация: ждет ли рынки обвал после многомесячного роста
Если регуляторы начнут сворачивать фискальные стимулы, рынки, безусловно, отреагируют снижением. Но оно не будет резким и внезапным. Рынок может просто свалиться в долгосрочный нисходящий тренд. Какие же сектора в этом случае могут проявлять себя более устойчиво?
Крупные и региональные банки США. Здесь, пожалуй, даже особенно пояснять не нужно — при росте ставок банки являются основными бенефициарами. Примеры: Goldman Sachs, JP Morhan, Bank of NY Mellon.
Золото и золотодобывающие компании, а также серебро. В период роста инфляции традиционным убежищем инвесторы считают именно такие активы. Не случайно в последнее время цены на золото растут. Примеры: Barrick Gold, «Полюс», «Полиметалл», Newmont.
Ретейл и продовольствие. Это наиболее востребованные сектора в неспокойное время. При этом спрос на продовольствие во время инфляции растет, а ретейлеры не дают упасть своей марже, перекладывая рост цен на потребителей полностью. Примеры: Walmart, Best Buy, Home Depot, Bunge, Kraft Heinz.
Табак и алкоголь. Это лучшие друзья любого кризиса! Коронавирус еще более обнажил человеческие слабости в этом направлении, поэтому во время роста инфляции спрос на сигареты и спиртное, скорее всего, будет расти существенно. Примеры: Constellation Brands, Molson Coors, «Белуга», Philip Morris, Altria.
Гигиена и медицина. Эти отрасли также относятся к тем, которые будут востребованы при любом раскладе по инфляции. Особенно в постпандемийный период, когда у людей могут обостряться другие заболевания, отошедшие на второй план в то время, как бушевал COVID-19. Не стоит забывать и о производителях вакцин. Примеры: Johnson & Johnson, Procter & Gamble, Thermo Fisher, Pfizer.
Ну и в качестве бонуса: во время галопирующей инфляции, как правило, наиболее спокойно чувствуют себя компании с большими запасами денежных средств на балансе — ведь они могут использовать его себе на пользу.
Мнение редакции может не совпадать с позицией автора. Колонка не является инвестиционной рекомендацией.