Контроль за населением и независимость от доллара: зачем Китай создает свою цифровую валюту
Киберюань, который сейчас тестирует Китай, представляет собой цифровую форму обычной валюты страны, основанную на технологии блокчейн. Цифровой юань (DCEP) контролируется Центробанком Китая и, в отличие от классических криптовалют, не имеет одного из их главных преимуществ — анонимности.
В связи с этим эксперты предполагают, что новая валюта предоставит правительству Китая новые инструменты для контроля не только за своей экономикой, но и за населением, отмечает The Wall Street Journal. Подобные оценки экспертов приводит и Bloomberg. По их мнению, цель КНР при создании цифровой валюты заключается не в том, чтобы сделать платежи более удобными, а в создании инструмента, который позволит властям более пристально следить за жителями. В прошлом году в Китае зафиксировали прирост наличных денег в обороте на 10%, это говорит об обеспокоенности жителей тем, что Центробанк внимательно следит за каждой транзакцией, отмечает WSJ.
Китайская криптограмота: как стать мировым лидером блокчейна, запрещая криптовалюты
Центробанк Китая в свою очередь заявил о «контролируемой анонимности» своей цифровой валюты — это значит, что правительство при необходимости сможет изучать транзакции, несмотря на обязательство «защищать конфиденциальность и информационную безопасность». Предполагается, что благодаря технологии блокчейн цифровой юань поможет предотвратить отмывание и подделку денег, незаконное финансирование и уклонение от уплаты налогов. Использование цифровой валюты позволит финансовому сектору лучше понимать валютные потоки, а денежно-кредитная политика Центробанка станет более точной.
В 2016 году заместитель председателя Китайского народного банка Фань Ифэй, говоря о классических криптовалютах, отметил, что их использование может снизить эксплуатационные расходы, но при этом они слишком нестабильны, чтобы их можно было использовать для постоянных расчетов. По его словам, выпуск цифровой валюты финансовыми регуляторами мог бы решить все проблемы, которые возникают при использовании криптовалют.
Под контролем Центробанка крупнейшие коммерческие банки с госучастием будут распространять цифровые юани через другие банки, от которых цифровая валюта уже дойдет до потребителей. В будущем эта система должна будет вытеснить наличные, отмечает South China Morning Post (SCMP). В отличие от привычных электронных платежей предполагается, что цифровой юань будет мгновенно переходить от отправителя к получателю. Теоретически такая схема исключает из этой цепочки посредников в виде банков и компаний, которые зарабатывают на комиссиях от платежей, пишет WSJ.
Тестирование валюты и раздача нескольких миллионов жителям
Народный банк Китая начал тестировать цифровой юань в апреле 2020 года в городах Шэньчжэнь, Чэнду, Сучжоу и специальной экономической зоне Сюнъань. Тогда внутренние испытания цифровой валюты проводили банки, уточняет Bloomberg. Позже испытания нового вида валюты проходили еще несколько раз. Их организовывали по похожей схеме: среди жителей разыгрывались ваучеры на общую сумму в несколько миллионов юаней, потратить которые можно было в разных онлайн и офлайн-магазинах. Каждый участник эксперимента получал 200 юаней ($30). В каждом тестировании принимали участие от 50 000 до 100 000 жителей Китая.
Участникам эксперимента нужно было создать специальную учетную запись для транзакций DCEP, используя свой номер мобильного телефона, и загрузить приложение-кошелек одного из госбанков Китая. После регистрации продавцы и покупатели могли расплачиваться друг с другом, сканируя QR-коды, сгенерированные приложением. На странице проверки баланса пользователям показывали портрет Мао Цзэдуна, который представлен на банкноте номиналом 100 юаней.
В рамках эксперимента в Сучжоу некоторые госслужащие получили часть субсидий на транспорт цифровой валютой, а в Сюнъане ей можно было расплатиться в McDonald's, Starbucks и Subway, а также местных продуктовых и книжных магазинах и тренажерном зале. В тестировании также приняли участие крупнейшая компания страны по вызову такси Didi и лидер по доставке еды в Китае Meituan Dianping.
Международная экспансия и обход санкций
Транзакции с использованием киберюаня можно будет выполнять без интернета, а для доступа к своим сбережениям не потребуется банковский счет, которого нет примерно у 20% взрослого населения страны (около 225 млн человек), отмечает государственная телекомпания Китая CGTN, которая также называет переход на цифровую валюту «большим шагом в борьбе с бедностью». Во всем мире, по данным Всемирного банка, без банковского счета живут около 1,7 млрд человек, пишет WSJ.
Ожидается, что в будущем цифровой юань можно будет использовать для международных платежей — для них больше не нужны будут разные валюты. Курс будет таким же стабильным, как и курс традиционного юаня, отмечает Bloomberg. Народный банк Китая будет строго контролировать цифровой юань, чтобы гарантировать отсутствие разницы в курсе между ним и его физическим аналогом. Каждый юань, выпущенный в цифровом виде, по сути аннулирует один юань, находящийся в обращении в физической форме, поясняет WSJ.
В качестве продвижения проекта китайские власти планируют раздать цифровые юани иностранным спортсменам-участникам зимней Олимпиады, которая пройдет в Пекине в 2022 году, отмечает WSJ. Ожидается, что спортсмены станут тратить их, пока будут находиться в центре внимания телевизионной аудитории по всему миру. Издание предполагает, что это говорит о масштабных планах правительства Китая по развитию своей цифровой валюты, которые выходят за границы одной страны. Точных сроков запуска цифровой валюты китайские власти пока не называют, но частое упоминание в связи с проектом Олимпийских игр, которые пройдут в феврале 2022 года, наводит на мысль, что запуск может быть приурочен к ним.
Страсти по цифре: почему цифрового рубля опасаются финансисты и в чем его польза
Также CGTN обращает внимание, что цифровой юань станет независимой альтернативой международной межбанковской системе SWIFT, которую США и европейские страны используют в качестве инструмента давления на оппонентов в конфликтных ситуациях. Зампред российского Центробанка Ольга Скоробогатова также говорила, что внедрение национальных цифровых валют позволит проводить трансграничные переводы без участия SWIFT. О том, что нужно отходить от использования международных платежных систем, которые контролируют западные страны, в марте говорил и глава российского МИД Сергей Лавров. По его словам, США стремятся ограничить технологическое развитие России и Китая. Эксперты также считают, что внедрение цифровой валюты позволит странам обходить санкции. Адити Кумар и Эрик Розенбах из Гарвардской школы управления имени Джона Ф. Кеннеди утверждают, что киберюань поможет избегать ограничений США не только Китаю, но и Ирану, а также другим странам, которые смогут осуществлять переводы, не привлекая внимания правительства Соединенных Штатов.
При этом в 2021 году Китайский народный банк и SWIFT создали совместное предприятие, что говорит о намерениях Пекина изучить возможность глобального использования собственной цифровой валюты, пишет SCMP. Издание указывает, что предприятие было создано вскоре после того, как появились опасения, что США могут отрезать Китай от SWIFT.
Бывший министр финансов США Генри Полсон не разделяет серьезных опасений по поводу китайской цифровой валюты, хотя и допускает, что юань может стать претендентом на роль соперника доллара в качестве мировой резервной валюты. Однако, по его словам, китайскому правительству предстоит еще многое сделать для этого. «Объемы экономики Китая, перспективы будущего роста, интеграция в мировую экономику и ускоренные усилия по интернационализации юаня — все это способствует расширению роли китайской валюты. Но этого недостаточно», — заявил он. По словам Полсона, этого не изменят и успехи Китая в финтехе. «Цифровая валюта, поддерживаемая Центральным банком, не меняет фундаментальной природы юаня», — пояснил он, добавив, что Китаю необходимо добиться большего прогресса на пути к рыночной экономике и развивать эффективные финансовые рынки, которым будут доверять международные инвесторы, что позволит Пекину отменить контроль за движением капитала и сделать юань валютой, курс которой будет определять рынок.
Но некоторые представители администрации президента США Джо Байдена обеспокоены работой Китая над собственной цифровой валютой, так как считают, что с ее помощью Китай может попытаться лишить доллар роли доминирующей резервной валюты в мире, сообщают источники Bloomberg. Сотрудники министерства финансов США, Госдепартамента, Пентагона и Совета национальной безопасности намерены разобраться, можно ли использовать цифровой юань для обхода санкций США, и просчитать последствия использования такой валюты. При этом администрация Байдена пока не планирует предпринимать каких-либо мер для противодействия цифровой валюте Китая, уточнили источники Bloomberg. Однако, по их словам, разработка Китая заставила США снова задуматься о создании цифрового доллара. Председатель Федеральной резервной системы Джером Пауэлл еще в феврале говорил, что ФРС «очень внимательно» присматривается к цифровому доллару. «Нам не нужно быть первыми. Нам нужно сделать это правильно», — добавил он тогда.
Борьба против независимой криптовалюты и за экологию
Площадку для собственной цифровой валюты Китай готовил, в том числе вводя ограничения для независимых криптовалют. В 2013 году Народный банк Китая и другие правительственные ведомства выпустили совместное уведомление, в котором назвали биткоин виртуальным товаром без юридического статуса, эквивалентным валюте, и запретили банкам обрабатывать транзакции с этой криптовалютой. При этом власти не стали запрещать его для физлиц, но напомнили о рисках, среди которых назвали, например, отмывание денег с помощью криптовалюты.
В 2017 году Народный банк Китая выпустил новое уведомление, которым запретил проведение в Китае любых Initial Coin Offerings (ICO) — демократичного аналога IPO на рынке криптовалют, а все организации и частные лица, которые уже провели ICO, обязал вернуть инвесторам их вложения.
В 2019 году Национальная комиссия Китая по развитию и реформам (NDRC) анонсировала законопроект, который должен был запретить майнинг криптовалют в стране наряду еще с 450 видами деятельности, которые, по его мнению, не соответствуют законам, представляют опасность, а также загрязняют окружающую среду. Через полгода майнинг все же исключили из этого списка.
ЦБ пообещал создать прототип цифрового рубля до конца года
Китай, который является лидером по выбросам парниковых газов, всерьез задумался о проблемах экологии. В прошлом году глава КНР Си Цзиньпин заявил, что страна планирует достичь пика выбросов углекислого газа к 2030 году, а к 2060 году — добиться углеродной нейтральности. Однако заявленные цели Китая могут сорваться, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications. Авторы утверждают, что майнинговые фермы в Китае к 2024 году войдут в десятку промышленных отраслей страны по объемам выбросов парниковых газов и превыcят совокупный объем выбросов Чехии и Катара (по данным на 2016 год).
В марте 2021 года популярный у криптомайнеров китайский регион Внутренняя Монголия, который известен низкими тарифами на электроэнергию, в ответ на критику со стороны федеральных властей запретил добывать криптовалюту, чтобы сократить потребление электроэнергии. В Китае добывается 65% биткоинов, а на Внутреннюю Монголию, по данным Кембриджского Университета, приходилось около 8% всей добычи биткоинов в мире — больше, чем на все США, которые занимают второе место по этому показателю (7,2%, на третьем месте расположилась Россия — 6,9%).
Страны и соцсети: кто еще хотел выпустить свою цифровую валюту
Согласно данным Банка международных расчетов, который выполняет функцию «банка центробанков», к началу 2020 года над собственными цифровыми валютами работали около 80% регуляторов из 66 стран, принявших участие в опросе. Примерно 40% центробанков перешли от концептуальных исследований к экспериментам, 20% из 66 центробанков планировали запустить цифровую валюту в течение шести лет, а 10% — в течение трех.
Планы по созданию собственной цифровой валюты есть и у Банка России. Российский регулятор планирует создать прототип цифрового рубля уже до конца года и в течение 2022 года тестировать его с участниками рынка.
Однако о выпуске собственной криптовалюты задумывались не только государства, но и компании. Так, в 2018 году Telegram привлек $1,7 млрд инвестиций на создание собственной блокчейн-платформы TON и криптовалюты Gram. Планировалось, что платформа запустится в 2019 году, однако Комиссия по ценным бумагам США (SEC) признала Gram ценной бумагой и запретила ее выпуск. В 2020 году Павел Дуров официально объявил о закрытии проекта и возврате инвестиций.
Азиатское вторжение: как Китай планирует использовать блокчейн
В июне 2019 года о тестировании собственной криптовалюты Libra объявил и Facebook. Планировалось, что она будет обеспечена реальными деньгами и финансовыми инструментами. Партнерами соцсети в этом проекте стали 27 организаций, которые вошли в некоммерческую ассоциацию. Однако позже проект раскритиковали регулирующие органы и политики в разных странах, а PayPal, Visa, Mastercard и eBay покинули проект из-за нерешенных вопросов с американским регулятором. В апреле 2020 года ассоциация сообщила, что учла опасения, связанные с тем, что Libra может создать конкуренцию национальным валютам. В итоге ассоциация решила также запустить токены, привязанные к конкретным валютам — например, к доллару или евро.
Среди тех, кто не поддержал Libra, был и Евросоюз. Альянс заявил, что она, как и любой другой стейблкоин (криптовалюта, привязанная к классической валюте или драгметаллам), не может внедряться на территории блока, пока не будут устранены риски, связанные с правовым, нормативным и надзорным регулированием. При этом Евросоюз рассказал, что уже работает над созданием собственной цифровой валюты, которая призвана стать альтернативой частным криптовалютам.
Возможно, именно новость о криптовалюте Libra повлияла на скорость разработки цифрового юаня. Экс-глава Китайского народного банка Чжоу Сяочуань, который инициировал этот проект, заявлял, что Libra в конечном итоге может усилить доминирование доллара и представлять серьезную угрозу финансовому суверенитету Китая и его регулированию контроля над капиталом, поясняет Bloomberg.