Небесное шифрование: как авиакомпании пытаются избежать перехода на российские системы бронирования
Крупнейшие авиакомпании России — группа «Аэрофлот» и S7 — тестируют системы шифрования данных пассажиров, благодаря которым их можно будет безопасно передавать в иностранные системы обслуживания, рассказал Forbes источник в компании-операторе одного из крупнейших авиаперевозчиков и подтвердил источник, близкий к «Ростеху».
18 марта первый тест своей системы шифрования провела S7 на рейсе Москва-Новосибирск, сказал собеседник Forbes в компании-операторе, тестирование подтвердила пресс-служба S7.
Ценник в тумане: как будет формироваться цена авиабилетов после COVID-19
«Тестирование технологии прошло при участии представителей Минтранса, Amadeus (глобальная система бронирования. — Forbes), силовых ведомств, «Аэрофлота». Сотрудник S7 Airlines забронировал и совершил перелет из Москвы в Новосибирск: его персональные данные были успешно переданы в зашифрованном виде в Amadeus», — сообщил представитель авиакомпании. Шифрование «полностью безопасно» и защищает персональные данные российских пассажиров при перелетах внутри страны, добавил представитель S7.
«Считаем, что шифрование данных является хорошим и надежным решением по защите персональных данных», — сказал Forbes представитель «Уральских авиалиний».
Директор по работе с авиакомпаниями России и СНГ Amadeus Светлана Малюк ответила Forbes, что компания «активно сотрудничает» с российскими перевозчиками при проектировании и внедрении «надежных систем».
Forbes направил запрос в «Аэрофлот», «Победу» и Минтранс.
Давняя проблема
Сейчас крупнейшие авиакомпании, в том числе группа «Аэрофлот» и S7, используют иностранные системы обслуживания пассажиров — американские Sabre и Navitaire, а также испанскую Amadeus. Такие системы нужны для хранения данных о проданных билетах и наличии мест на рейсах. Но то, что российские авиакомпании пользуются иностранными системами, не устраивает российское правительство. Минтранс утверждал, что нужно обеспечить суверенитет России при выполнении внутренних воздушных перевозок и безопасность персональных данных пассажиров.
Минтранс настаивал на том, чтобы до конца октября этого года Sabre, Amadeus и другие иностранные системы бронирования локализовали свои серверы в России. В противном случае российские авиакомпании будут вынуждены мигрировать в российские системы бронирования. Их две — Leonardo, принадлежащая компании «Сирена Трэвел», и «Транспортные автоматизированные информационные системы», принадлежащая структурам аэропорта Внуково.
Готовьтесь покупать билеты по $100 за 1000 км: почему авиаперелеты подорожают в 2–2,5 раза
Процесс миграции в отечественные системы приведет к росту цен, в итоге оплачивать перенос данных в Россию будут пассажиры, предупреждал в 2019 году в комментарии для РБК президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков. Бывший заместитель гендиректора «Аэрофлота» Кирилл Богданов в 2018 году говорил, что российские системы бронирования предназначены «для обеспечения работы второго эшелона авиакомпаний». «Аэрофлот» и S7 состоят в международных альянсах, и системы бронирования должны иметь тесную связь с продуктами других авиакомпаний.
Альтернативный вариант
Около года назад авиакомпании стали обсуждать третий вариант — возможность шифрования в России данных пассажиров, их «анонимизации», рассказывают источник в компании-операторе одной из крупнейших авиакомпаний и источник, близкий к «Ростеху». Тестирование начали в этом году.
Имя и фамилия пассажира, а также паспортные данные зашифровываются в случайный набор букв, он же отражается на бирке багажа. В таком виде данные поступают в иностранную систему бронирования и отправляются на ее серверы за рубеж. Если данные поступают обратно, то они автоматически дешифруются. Это может потребоваться, например, при возникновении спорных ситуаций с пассажиром.
Чтобы разработать такие системы шифрования, перевозчики в том числе рассматривают возможность привлечь к сотрудничеству российские IT-компании. Речь идет о «Яндексе» или «Лаборатории Касперского», сказал Forbes источник в компании-операторе.
«Худшее еще впереди»: аналитики предупредили о новых сложностях на рынке авиаперевозок
По словам двух источников Forbes в «Яндексе» и «Лаборатории Касперского», официальных предложений от российских перевозчиков не поступало. В пресс-службах обеих компаний отказались от комментариев.
Авиакомпании могут своими силами шифровать такие данные, отмечает собеседник Forbes, близкий к «Ростеху».
Сколько это может стоить, выяснить не удалось. Технически преобразование данных — несложный процесс, и чаще всего это уже встроено в систему перевозчика, говорит бизнес-консультант Cisco по информационной безопасности Алексей Лукацкий. Само шифрование, по словам эксперта, «практически бесплатное», но к издержкам приводят тестирования и обучение персонала.
Временная и надежная мера
«Преобразование данных — временная мера. Но при такой сложной ситуации она может остаться навсегда», — говорит источник, близкий к «Ростеху».
Это достаточно надежный инструмент, независимо от того, на территории какого государства данные потом хранятся, отмечает Алексей Лукацкий. Но сложности могут возникнуть у аэропортов, если авиакомпании будут использовать разные системы шифрования, отмечает он.
Также важно избегать коллизий, когда получившиеся данные совпадают у разных пассажиров, сказал замруководителя лаборатории компьютерной криминалистики Group-IB Сергей Никитин. «Если говорить про безопасность, то эта тема вызывает в целом иронию, так как в даркнете без проблем можно купить историю перелетов любого гражданина РФ за 3000-5000 рублей, что является куда большей угрозой», — добавляет он.