К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Coursera выходит на IPO: насколько выгодна эта инвестиция

Фото Coursera
Фото Coursera
Образовательная технологическая компания Coursera подала заявку на IPO в Комиссию по ценным бумагам и биржам США и планирует провести листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже. Стоит ли участвовать и на чем смогут заработать будущие владельцы акций компании?

Американская компания Coursera из калифорнийского Маунтин-Вью с 77 млн зарегистрированными пользователями по всему мира предлагает людям доступ к онлайн-курсам и возможность дистанционно получить степени ведущих университетов. 5 марта она уведомила Американскую комиссию по ценным бумагам и биржам о планах пойти на IPO. Сроки выхода и объем размещения компания не раскрыла.

Семь главных вопросов к IPO Coursera.

У кого можно купить акции Coursera?

Главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» Владимир Потапов сказал, что ВТБ планирует предоставить прямой доступ к акциям Coursera на IPO через приложение. Какой будет минимальный лот для желающих купить бумаги на IPO через ВТБ, станет известно, когда объявят условия размещения.

 

УК «Альфа-Капитал» предлагает своим клиентам инвестиции в акции Coursera на pre-IPO. Чтобы купить акции в рамках стратегии, необходимо быть квалифицированным инвестором, порог входа $50 000. По словам ведущего аналитика УК «Альфа-Капитал» Дарьи Желанновой идея пользовалась высоким спросом среди квалифицированных инвесторов. «У нас были клиенты, которые участвовали на pre-IPO. Скорее всего, они дождутся выхода на IPO и, если у них нет локапа по договорам (запрета на продажу бумаг в течение определенного времени — Forbes), то они будут реализовывать акции», — сказал директор департамента активных операций «Велес Капитал» Евгений Шиленков. По его словам, на самом IPO российским клиентам, которые покупают бумаги через российских брокеров, локация приближается к нулю. «Американские компании заинтересованы в своих инвесторах, а не в российских. Поэтому покупать акции на стадии pre-IPO сейчас более выгодная тактика для российских инвесторов — они получат реальный объем публичных акций и могут рассчитывать на рост цены после IPO», — сказал Шиленков.

«БКС Мир инвестиций» будут предлагать своим клиентам доступ к акциям Coursera через торги на вторичном рынке, то есть акции можно будет купить после того, как компания выйдет на IPO.

 

Сколько стоит Coursera?

В июле прошлого года Coursera привлекла от инвесторов $130 млн, в том числе от New Enterprise Associates, Kleiner Perkins, SuRo Capital and G Squared, писал PitchBook. В ходе этого раунда инвесторы оценили компанию в $2,5 млрд. «Единорогом» Coursera стала в апреле 2019 года, когда привлекла от инвесторов $103 млн при оценке в $1,6 млрд. Учитывая высокий спрос на IPO, компания может получить достаточно оптимистичную оценку в размере 17х выручек 2020 года или более, считает ведущий аналитик по международным рынкам «Открытие Брокер» Алексей Корнилов. То есть инвесторы могут оценить ее почти в $5 млрд. Такие мультипликаторы используются для компаний, предлагающих масштабируемые интернет-платформы. По его словам, недавно вышедшие на биржу Airbnb или Roblox начали торговаться с аналогичными мультипликаторами.

Армия розовощеких капиталистов: как стартап Roblox помогает зарабатывать подросткам

Управляющий активами по фондовому рынку США АО УК «Ингосстрах – Инвестиции» Владислав Метнев указывает, что, к примеру, рыночная капитализация другой компании из сектора EdTech —  PluralSight, которая вышла на IPO на NASDAQ в 2018 году, составляет $3,3 млрд.

 

Зачем Coursera идет на биржу? 

В проспекте Coursera к IPO говорится, что ей нужны средства для оборотного капитала, а также на расходы на маркетинг и исследования. В IV квартале 2020 года у Coursera было почти 12 000 студентов-дипломников и 387 платных корпоративных клиентов, а более 4000 колледжей и университетов запустили бесплатные программы онлайн-обучения через эту платформу.

По итогам года выручка компании составила $293,5 млн, увеличившись за год на 59%. Но при этом чистый убыток компании составил $66,8 млн, увеличившись за год на 43%. Количество штатных сотрудников увеличилось с 512 человек в 2019 году до 779 человек на конец 2020 года. Операционные расходы компании за 2020 год составили $221,2 млн. Из них на исследования и разработки ушли $76,7 млн, на продажи и маркетинг — $107,2 млн, а на «администрирование и общие расходы» — $37,2 млн.

Будет ли Coursera платить дивиденды?

Нет. Об этом она сообщила в проспекте к IPO. Кроме того, в разделе «риски» предупредила инвесторов, что не гарантирует, что станет прибыльной.

Для быстрорастущих компаний нормально вкладывать все свободные денежные средства в развитие бизнеса и не выплачивать дивиденды, считает аналитик «БКС Мир инвестиций» Денис Буйволов. Дивиденды — это история более зрелых компаний, у которых по мнению менеджмента нет интересных проектов для инвестирования, отмечает он.

 

Как инвесторы смогут заработать на акциях Coursera?

В проспекте сказано, что Coursera из-за своего общественно-полезного статуса может быть менее привлекательной в качестве объекта поглощения, чем традиционная компания, и, следовательно, инвесторы могут выиграть только от прямого увеличения стоимости акций.

«Растущие компании типа Coursera интересны именно потенциалом роста стоимости акций», — считает Дарья Желаннова. «Некоторые наши клиенты два года назад на pre-IPO вкладывались в эту компанию по $12 за акцию, другие уже по $22 во время пандемии, а теперь она стоит около $30, — добавляет заместитель директора инвестиционного департамента UFG Wealth Management Евгений Пундровский.

Рынок массовых онлайн-курсов будет расти темпами в среднем 40% в год, считает Желаннова. А такие технологические компании, как Coursera, показывают опережающие темпы роста за счет высокого роста спроса на свои услуги, растущей клиентской базы и роста выручки. Специалист по инвестиционному анализу УК «Система Капитал» Алиса Мавлатова считает, что к 2025 году рынок онлайн-образования достигнет $320 млрд, со среднегодовым темпом роста примерно 10%.

Мозги на прокачку: что мешает росту сервисов онлайн-образования

 

О чем предупредила потенциальных инвесторов Coursera?

В проспекте Coursera пишет, что успех онлайн-платформ в будущем будет зависеть во многом от того, будет ли у компаний и правительств желание перейти на онлайн-образование, когда инфраструктура для очного обучения и социальные процессы будут налажены. Сейчас основной доход компания получает от корпоративных подписок на курсы. Компания предупреждает: нет гарантий такого же быстрого роста в будущем. Кроме того, она ожидает значительных убытков в будущем.

Большие затраты пойдут на расширение базы курсов, привлечение новых учащихся и исследовательскую деятельность. Согласно проспекту, разработка и запуск курса может занять от 500 часов до года, но ничто не гарантирует его успех.

На какие еще компании, помимо Coursera, можно обратить внимание?

«После пандемии мы перестали получать запросы от клиентов по поводу Coursera, а инвесторы, не успевшие войти в Coursera при низкой стоимости, смотрят на платформу Udemy или более мелких конкурентов», — сказал Forbes Евгений Пундровский. По его мнению, помимо Coursera и Udemy инвесторы также проявляют интерес к BYJU — индийскому образовательному проекту с 70 млн пользователей и оценкой $10 млрд.

Татарский маркетплейс и клиники женского здоровья: кому дали денег на этой неделе

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+