«Легкая дымка» над российским рынком: как инвесторы воспринимают приговор Навальному
В день приговора российскому политику Алексею Навальному 2 февраля российский Минфин объявил, что проведет 3 февраля три аукциона ОФЗ. Такое агрессивное предложение соответствовало бы сильному состоянию рынка — со снижающимися доходностями и притоком нерезидентов, однако сейчас он далек от такого состояния, прокомментировал это решение Райффайзенбанк.
Вечером 2 февраля в Москве и Петербурге прошли столкновения протестующих против приговора и полиции, освободить Навального призвали власти США, а также Германии, Франции и других европейских стран. На следующее утро статьи о приговоре оказались на первых полосах крупнейших мировых СМИ.
«Мы не удивимся, даже если любой из трех аукционов будет отменен из-за отсутствия предложений по «разумным» ценам», — написали в утреннем комментарии 3 февраля аналитики Росбанка. Они объяснили это тем, что политические и геополитические важные новости обычно оказывают довольно серьезное влияние на настроения участников рынка ОФЗ, особенно это касается нерезидентов.
В итоге Минфину на первом аукционе удалось продать бумаг с погашением в июле 2035 года на 9,7 млрд рублей при спросе в 24,9 млрд рублей под 6,87% (доходность по цене отсечения). «Минфину пришлось дать премию: если сравнить с тем, как бумага с таким же сроком погашения торговалась накануне, то премия составила 0,8 процентного пункта, что немало», — замечает руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.
Второй аукцион ведомство было вынуждено отменить — впервые с августа 2020 года — «в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен». Получилось, что у Минфина и инвесторов разошлись взгляды на справедливую доходность российского долга. На третьем аукционе Минфин разместил облигации с погашением в 2030 году на 10,1 млрд рублей с реальной доходностью по цене отсечения 2,49% при спросе 26,3 млрд рублей.
Страхи и тревоги рынка
В целом реакция рынка на следующий день после приговора оказалась довольно скромной. 3 февраля на открытии долларовый индекс РТС упал на 1,38%, индекс Московской биржи — на 0,64%. По состоянию на 16:45 индекс Мосбиржи в минусе на 0,12%, РТС — на 0,39%.
Это объясняется тем, что приговор Навальному не стал для рынка «черным лебедем», сказал Forbes управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий. «После новостей о реальном сроке для Навального я с тревогой ожидал открытия Лондона, но падения не случилось», — сказал он. Русецкий объясняет это тем, что к Навальному как к фактору политического риска инвесторы подготовились с момента его возвращения в Россию 17 января и уже заложили это в цены.
В целом инвесторы начали закладывать риски в стоимость российских активов еще в прошлом году, перед выборами в США, вспоминает он. «На страхах дальнейших действий Байдена и возможных санкций в январе рынок опять начал «корректироваться». Обращает на себя внимание тот факт, что доходность длинных ОФЗ приближается к 7% второй месяц подряд (доходность по самым длинным облигациям Минфина c погашением в 2039 году сегодня составляла 6,89%. — Forbes). Это много. И это говорит о том, что рынок высоко оценивает риски и/или повышение ключевой ставки до нейтрального уровня», — сказал Русецкий.
Российский рынок открылся снижением после приговора Навальному
«Всем было понятно, что в восемь вечера будет приговор. Ближе к вечерней сессии немного выросла нефть, появились позитивные новости о том, что США готовы начать диалог о снятии санкций с «Северного потока — 2» при определенных шагах со стороны Германии. Росли компании нефтегазового сектора. Но после приговора на вечерней сессии этот отскок нивелировался», — вспоминает события накануне заместитель генерального директора ИК «ВЕЛЕС Капитал» Евгений Шиленков.
«Судя по текущему состоянию, относительно российского рынка у инвесторов есть легкая недосказанность. Все ждут реакции Запада, конкретных шагов по санкциям и их серьезности. Поэтому нет активных покупок на российской рынке, но и нет резкого выхода инвесторов. Над рынком «легкая дымка». Рынок на заявлениях западных политиков агрессивно голосовать деньгами в ту или иную сторону не готов», — сказал он Forbes.
Чего ждет рынок
Текущий консенсус среди инвесторов заключается в том, что для России после последних событий не будет ни страновых, ни секторальных санкций, предполагает управляющий директор «Ренессанс Капитала» Максим Орловский. «В глазах инвесторов это событие несравнимо ни с Крымом, ни с арестом Ходорковского в 2003 году. Плюс есть опыт Белоруссии с массовыми продолжительными акциями протеста против результатов выборов. На улицы Минска, по некоторым оценкам, вышла почти десятая часть населения города. Инвесторы опасались введения санкций против госдолга. Но принятые меры не ударили по инвесторам, и котировки белорусских облигаций восстановились», — напоминает он.
Сейчас рынок больше склонен ожидать персональных санкций, чем ограничений на покупку госдолга, отключения от SWIFT или нефтяного эмбарго», — добавляет Романчук.
Русецкий считает, что не стоит ожидать масштабных санкций в отношении России, только персональных. «Более того, в ближайшие несколько недель мы ожидаем, что «нефть победит» и рынок перейдет к росту», — сказал он Forbes.
Логика войны: почему приговор Навальному станет долгосрочным фактором нестабильности
Что происходит с рублем
На 17:00 3 февраля доллар торгуется на отметке 75,85 рубля. То есть рубль немного отыграл позиции по сравнению с закрытием 2 февраля (76,2 рубля за доллар). 2 февраля после оглашения приговора рубль потерял к доллару более 40 копеек.
«Утром рубль стабильно держится около 76 за доллар, а нефть продолжает дорожать. Для рубля важным фактором станет реакция США на последние события в России. Пока что сохраняются риски усиления геополитической напряженности, и рубль, скорее всего, останется около 76 за доллар», — написали аналитики SberCIB Investment Research Юрий Попов, Николай Минко и Алиса Закирова.
В 2021 году SberCIB ожидает ослабления доллара к основным валютам, в том числе к рублю. Но премия за риск для российской валюты останется высокой из-за внешних и внутриполитических рисков, говорится в презентации Юрия Попова, которую он представил 3 февраля на вебинаре для инвесторов.
Среди рисков он называет возможное ухудшение отношений России и США, ситуацию с Алексеем Навальным, выборы в Госдуму в 2021 году и ситуацию в Белоруссии и других странах ближнего зарубежья. К внешним угрозам относит замедление темпов восстановления мировой экономики из-за рисков второй волны коронавируса в Китае, жестких карантинных ограничений в Европе и США и возможных проблем с вакцинами.
По базовому прогнозу SberCIB, к концу первого квартала 2021 года доллар может стоить 72 рубля, второго — 70 рублей. К концу третьего квартала рубль ослабнет до 75 рублей за доллар. К концу 2021 года в базовом сценарии SberCIB Investment Research прогнозирует курс 70 рублей за доллар. В рисковом сценарии SberCIB курс может составить 83 рубля за доллар к концу первого квартала, 80 рублей за доллар — к концу второго и третьего. К концу 2021 года в этом сценарии доллар может стоить 75 рублей.
Если бы при нынешних фундаментальных факторах не было бы угрозы санкций, то справедливый курс национальной валюты составил бы 68 рублей за доллар, сказал старший аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. При жестком варианте санкций российская валюта может упасть до 85 рублей за доллар. «Сейчас мы находимся где-то посередине, из чего можно сделать вывод, что для рынка вероятность жестких санкций составляет 50%», — сказал Порывай.