39 пузырей: Zoom, Datadog и другие переоцененные компании по версии Goldman Sachs
«Есть ли на американском рынке акций сейчас пузырь?», — наиболее частый вопрос, который слышат банкиры из Goldman Sachs от клиентов. В банке не сомневаются, что оценки многих компаний «чрезвычайно завышены», следует из аналитической записки Goldman Sachs от 22 января «US Weekly Kickstart» (есть у Forbes).
Мультипликатор, вызывающий тревогу
Поведение инвесторов в некоторых сегментах рынка напоминает надувание пузыря, говорится в отчете. Среди таких — SPAC-компании [special purpose acquisition company. — Forbes], которые создаются специально для выхода на IPO и последующего «слияния» с непубличной компанией, которая желает выйти на биржу. С начала года IPO провели уже 56 SPAC, они привлекли $16 млрд, говорится в записке Goldman Sachs. Другой пример — рост акций убыточных компаний и малоликвидных бумаг стоимостью ниже $5 [penny stocks — «мусорные», «грошовые» акции — акции небольших компаний, которые торгуются по низким ценам. — Forbes]. Но эти сегменты мало беспокоят инвестбанкиров из-за их скромной рыночной капитализации.
Куда большую тревогу вызывают быстрорастущие акции компаний с мультипликатором EV/sales [оценивает сколько годовых выручек стоит компания. — Forbes] выше 20. Объемы торгов такими бумагами в последние годы резко выросли. Если еще в 2019 году на них приходилось 2% объема торгов на американском рынке, то уже в 2020 — 10%, а в последний месяц — 23%. Рыночная капитализация этого сегмента составляет 9% от всего американского фондового рынка.
Экономисты, аналитики и Путин предупреждают о пузыре на рынке акций: чем он угрожает и когда лопнет
Получается, что на бумаги компаний, которые стоят в 20 раз больше своей выручки, приходится четверть торгов американского рынка, в то время как их доля в рыночной капитализации более чем в два раза меньше, комментирует управляющий директор «Ренессанс Капитала» Максим Орловский.
Инвестбанк приводит список из 39 компаний с рыночной капитализацией выше $10 млрд, выручкой по итогам четвертого квартала 2020 года выше $50 млн и мультипликатором EV/sales выше 20. Среди них есть Zoom, у которого мультипликатор составляет 56; Datadog с мультипликатором 57 (в него инвестировал RTP Ventures миллиардера Леонида Богуславского); «убийца Skype и корпоративной почты» Slack Technologies, которая запустила в 2014 году одноименный мессенджер для компаний. Ее мультипликатор составляет 29.
Для сравнения — средний мультипликатор EV/sales компаний из индекса S&P 500 — 4.
Насколько критичен высокий мультипликатор
Прежде чем говорить о том, что такой мультипликатор завышен, надо посмотреть на темпы роста компании, рассуждает портфельный управляющий «Альфа-капитала» Марк Доникян. По его словам, для бизнеса, выручка которого будет расти по 100% в год в течение 5-7 лет — это справедливый мультипликатор. Через 3 года при таких темпах роста он будет снижен до 2,5. В качестве аналога Доникян приводит Facebook, у которого на старте были высокие мультипликаторы, но по мере роста бизнеса они быстро снижались.
По мнению Орловского, мультипликатор EV/sales выше 20 — абсолютно приемлем для компаний, которые находятся на начальной стадии активного роста. С ним соглашается и старший аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. «Показатель для компании, которая растет в таком сегменте, может быть и 30, и 40. Обычно это относится к стартапам с понятной перспективой, акции которых уже обращаются на публичном рынке», — добавляет Порывай.
«Мутные» 600 млрд: как ЦБ будет регулировать рынок сложных продуктов для инвесторов-новичков
Таких компаний в России почти нет — к ним, по словам Орловского, можно причислить Ozon, когда-то это был «Яндекс». «Это высокорисковый сегмент, так как компания может и не выстрелить, не оправдав ожидания инвесторов. Обычно в этом сегменте выигрывают те, кому удается привлечь по несколько раундов инвестиций на развитие», — поясняет Орловский.
Значительные объемы торгов акциями компаний с высоким мультипликатором абсолютно точно сигнализируют о том, что инвесторы надувают пузырь в этом сегменте, полагает Орловский. «Для того, чтобы инвесторы начали резко уходить из таких активов, осознав их завышенную стоимость, достаточно роста ставок в экономике на 0,5 п.п.», — говорит Доникян. Давление может оказать и вакцинация, которая приведет к возвращению людей к привычной жизни, добавляет он.
Более спокойно на ситуацию смотрит Порывай. «Пока ставки не начнут расти, а объем денег в экономике снижаться, я бы не стал алармистски смотреть на возросший объем торгов такими компаниями», — говорит он. Например, тот же Zoom, чья популярность резко выросла в период пандемии, может очень быстро найти эффективный способ монетизации, и тогда ожидания инвесторов оправдаются, заключил он.