К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Владелец поневоле: как кинобизнес стал головной болью Александра Мамута

Фото Семена Каца для Forbes
Фото Семена Каца для Forbes
Александр Мамут, чьи кинотеатры три года назад внезапно стали лидером на рынке российского кинопоказа, не может заплатить своему кредитору — банку «Траст» — 1 млрд рублей процентов по кредиту на покупку кинобизнеса. Как это произошло?

Содержание

  • Мамут купил кинотеатры «Формула кино» и «Синема парк» не для себя, а для своего партнера Вадима Беляева, основателя «ФК Открытие», на их покупку он взял 18 млрд рублей в этом же банке. 
  • Мамут лично управлял киносетью. За время его управления ее показатели снизились, бывшие сотрудники характеризуют тот период как «управленческий хаос». 
  • С марта этого года кинотеатры прекратили обслуживание долга, который теперь в «Трасте». Компания Мамута настаивает на реструктуризации — продлении срока кредита до 2027 года и снижении ставки с 7,5% до 1%. «Траст» не согласен. 
  • Если стороны не найдут решения, «Траст» подаст иски к Мамуту о взыскании 23,5 млрд рублей, по которым есть его личное поручительство. В худшем случае возможна продажа актива. 
  • Интерес к киносети проявляет «Национальная медиа группа», но «Траст» не подтверждает факт переговоров. 

***

«Вместе с кинотеатром «Соловей» незаметно снесли кинотеатр «Художественный» — возмущались в конце 2019 года пользователи одного из сообществ в Facebook. На прикрепленных к посту фотографиях красовалась снесенная наполовину стена здания на Арбатской площади, спрятанная за строительными лесами. В департаменте культурного наследия Москвы тогда поспешили заявить, что реставраторы лишь меняют аварийную часть стены старейшего кинотеатра России.

 

Первый сеанс в «Художественном» состоялся в 1909 году. Последний фильм в кинотеатре показали в январе 2014 года, а в декабре 2016-го московская мэрия передала его в аренду с обязательством реконструкции компании, владельцем которой был фонд AN&N миллиардера Александра Мамута. В партнеры он позвал давнего друга Романа Абрамовича и акционера «Открытия» Вадима Беляева. На тот момент у компании Мамута Accles Holdings Limited была доля 6,67% в «Открытии Холдинг».

Мамут должен был реставрировать кинотеатр к 2018 году, но обещания не сдержал. Реставрация кинотеатра завершилась лишь в конце 2020 года и уже без его участия. В октябре «Художественный» вместе с Rambler Group перешел Сбербанку в обмен на 11 млрд рублей инвестиций. Греф взял реконструкцию «Художественного» под личный контроль, говорил собеседник Forbes, близкий к «Москино».

 
Кинотеатр «Художественный» после реконструкции в Москве ( Александр Щербак / ТАСС )
Кинотеатр «Художественный» после реконструкции в Москве ( Александр Щербак / ТАСС )

Потеря кинотеатра «Художественный», как оказалось, стала не единственной проблемой Мамута. Весной 2017 года он за две недели купил две самые крупные в России киносети — сначала «Синема парк», а затем 75% «Формулы кино» у А1, подразделения «Альфа-Групп». Так он внезапно стал номером один на российском рынке кинопоказа по числу кинозалов (644).

А теперь кинотеатры — это его головная боль и причина судебных исков против него со стороны банка «Траст». Почему так случилось?

Александр Мамут: «У каждого человека есть личная история с кино»

 

Владелец поневоле

На покупку двух сетей Мамут получил кредит в 18 млрд рублей (около $300 млн) в банке «Открытие», это случилось за несколько месяцев до санации банка, сказал Forbes источник, знакомый с деталями сделки. Теперь эти долги принадлежат банку «Траст».

Мамут оказался владельцем киносетей случайно, говорит собеседник Forbes в «Трасте» — этот актив он купил для Вадима Беляева, и тот должен был его выкупить, но из-за санации банка не успел этого сделать. Второй собеседник Forbes, близкий к структурам Мамута, говорит, что Беляеву в киносетях принадлежала половина. Беляев или связанные с ним структуры как акционеры в документах отражены не были.

После того как миллиардер стал номером один на рынке кинопоказа в России, он попытался найти в этом выгоду. Например, рассчитывал, что доходы от кино «подпитают» его интернет-холдинг Rambler, рассказывал Forbes источник в одной из компаний Мамута. Но вышло иначе — EBITDA объединенной киносети в 2018 году упала с 2,7 млрд до 2 млрд рублей, и денег едва хватало на обслуживание долга, говорил источник Forbes в одной из компаний Мамута. Эти данные подтверждает и бывший менеджер объединенных киносетей. Статистика «Фонда кино» показывает, что доля рынка объединенной киносети в 2018 году (на следующий год после сделки) сократилась по ключевым показателям. Например, рыночная доля в посещаемости упала с 15,3% до 14,3%, а средние сборы на сеанс — на 13,4%. Тем временем у «Киномакса» и «КАРО» доля в совокупной посещаемости выросла, а сборы хоть и упали, но не так драматично: у «Киномакса» на 8%, а у «КАРО» — на 6,4%.

Поколение Netflix. Как так вышло, что мы все стали смотреть сериалы

Мамут лично погружался в менеджмент киносетей, хотя сам признавал, что не знает, что с ними делать, рассказывал собеседник в банке «Траст». Миллиардер пытался активно участвовать в управлении, подтверждает бывший сотрудник объединенной киносети — он вспоминает, что Мамут часто «давал о себе знать» в рабочих чатах.

 

Вот пример. В Лондоне билет в кино стоит примерно 10 фунтов стерлингов (более 1000 рублей). Почему нельзя назначить такую же цену в России — этим вопросом заинтересовался Мамут во время очередной поездки в Великобританию. Топ-менеджеры объединенной киносети еле убедили его не повышать цены. «Мамут, как и большинство миллиардеров, отчасти небожитель, и это отражается и на его подходе к бизнесу», — говорит бывший сотрудник киносети.

Озвучивал Мамут перед менеджментом и другие идеи. Например, в сентябре 2017 года он предложил ввести наценку за онлайн-продажу билетов. Комиссия в 10% на билеты в «Формулу кино» и «Синема парк» появились на сервисе «Рамблер.Касса» и на сайтах самих киносетей. Первыми возмутились дистрибьюторы, которые не получали свою долю от комиссии «Рамблер.Касса». Кинокомпания Universal отказалась показать зрителям «Синема парка» и «Формулы кино» боевик «Сделано в Америке» с Томом Крузом и триллер «Снеговик». «Это был подарок на новогодние каникулы нашим конкурентам, — сожалеет бывший сотрудник объединенной киносети. — Некоторые даже сделали скидку на покупку билетов онлайн». Например, скидку ввела сеть «КАРО». Комиссия принесла киносетям не более 5 млн рублей, потери от оттока зрителей превысили 50 млн рублей, вспоминает собеседник Forbes.

Но менеджеры предпочитали не спорить с Мамутом, говорит бывший сотрудник объединенной сети. Атмосферу первого года после объединения «Синема парка» и «Формулы кино» он характеризует как управленческий хаос. Менеджеры работали без четких KPI, некоторые занимались личными творческими проектами, могли уйти в длительный отпуск. Руководить объединением Мамут в апреле 2017 года пригласил Романа Линина. У Линина был опыт работы в сети «Кронверк синема» — правда, «олдскульный», иронизирует его бывший подчиненный (эту сеть он возглавлял в 2007-2010 годах). Но в июле 2018 года Роман Линин ушел из Rambler Group. Объединенную киносеть возглавил гендиректор «Рамблер.Касса» Алексей Васясин, ранее работавший в «КАРО». Это была экстренная мера, утверждает бывший топ-менеджер киносетей, — стало ясно, что с Лининым во главе все движется не в ту сторону. Ничего экстренного в этих решениях не было, возражает человек из окружения Мамута, всего лишь создали наиболее эффективную структуру для большого холдинга.

Кирилл Кухмарь / ТАСС
Кирилл Кухмарь / ТАСС

О том, что проблемы решить в итоге не удалось, свидетельствовал тот факт, что в январе 2020 года компания перестала выплачивать долю от кассовых сборов дистрибьютору «Централ Партнершип». Киносети Мамута в том числе показывали суперпопулярный фильм «Холоп», сборы которого составили рекордные для российского рынка 3 млрд рублей. «Централ Партнершип» обратилась летом 2020 года в суд с требованием к «Синема парк» погасить долг в 194 млн рублей.

 

Коронавирус лишь усугубил проблемы. Прокатчики перенесли крупные премьеры. Кинотеатрам в Москве (на столицу приходится 35% выручки киносетей) после локдауна власти разрешили работать только с 50%-ной заполняемостью, а с ноября снизили долю еще в два раза. Среднюю заполняемость залов в 2020 году Васясин оценивал всего в 6%. В 2019 году совокупные кассовые сборы кинопроката в России достигли своего исторического максимума — 55,4 млрд рублей, а в 2020 году рухнули до 22,8 млрд рублей, посчитал Фонд кино.

Плохо было всем, но объединенным киносетям хуже всего — сработал эффект масштаба, говорит гендиректор comScore Роман Исаев. По его словам, самой тяжелой проблемой стал вопрос аренды для фактически простаивающих кинотеатров (не все владельцы зданий шли навстречу во время пандемии), вторая сложность — выплата зарплат сотрудникам во время простоя. «Можно надеяться на GR-ресурс Мамута, потому что закрытие киносетей станет ударом в том числе и для кинопрокатчиков, и для государства в разрезе сбора налогов», — надеется Исаев.

«Заморожены все проекты»: продюсер Роднянский и миллиардер Мамут о перевороте в кино из-за пандемии

Кредитная история

Сейчас общая сумма долга структур Мамута перед «Трастом» — 23,5 млрд рублей. Она гарантирована личным поручительством бизнесмена. Основу долга составляют обязательства кинобизнеса — около 19 млрд рублей, еще примерно 2,5 млрд рублей  — долг «Вандеркинд» (развивает сеть магазинов детских игрушек Hamleys), выплаты по нему тоже просрочены, сообщила пресс-служба «Траста». Долг компании ООО «Медхолдинг», которая в 2017 году занялась возведением элитной клиники в Москве под рабочим брендом Norma Clinic, составляет $4,5 млн (340,2 млн рублей), уточнила пресс-служба. Строить ее фонд миллиардера собирался по проекту французского архитектурного бюро Jean-Paul Viguier et Associes. Но в 2018 году фонд отказался от проекта. Вместо этого решили инвестировать в создание филиала университетского госпиталя Страсбурга на территории международного медицинского кластера в Сколково. По словам исполнительного директора A&NN Надежды Ермаковой, сейчас проект получил статус резидента кластера.

 

Нельзя сказать, что Мамут совсем не обслуживал свой долг. В апреле 2019 года он продал 46,5% Rambler Group Сбербанку, после чего Rambler Group погасила свой кредит перед «Трастом» на 3,3 млрд рублей (об этом сообщал «Ведомостям» глава «Траста» Александр Соколов). В апреле 2020 Мамут погасил еще один кредит на 4,9 млрд рублей после того, как продал швейцарского производителя гражданских вертолетов Kopter AG итальянской компании Leonardo, писал Forbes. В том же месяце банк досрочно получил 1 млрд рублей по кредиту для магазина игрушек Hamleys («Вандеркинд»), говорил Соколов РБК.

Получив долги Мамута в результате санации «Открытия», сотрудники «Траста» поняли, что их сумма неподъемна для киносетей, и начали переговоры о реструктуризации, говорит источник в «Трасте». В конце 2019 года — начале 2020-го банк реструктурировал все долги структур Мамута, взамен получил полный доступ к данным о работе киносетей и право делать рекомендации менеджерам киносетей по управлению бизнесом, уточняет собеседник в банке «Траст». Как раз в мае 2019 года к банку «Траст» присоединился Михаил Хабаров, у которого с Мамутом возникло полное взаимопонимание, сказали Forbes два собеседника, близкие к структурам Мамута, и подтвердил источник в «Трасте».

Еще весной 2020 года Соколов говорил, что в докризисное время у Мамута погашение долга шло «очень хорошо», а если возникнут сложности, «придется продумать новые условия реструктуризации, чтобы у группы была возможность исполнять обязательства перед «Трастом».  Но в конце 2020 года он уже назвал Мамута сложным клиентом. В марте 2020 года киносети вышли на просрочку по процентам, говорилось в официальном сообщении «Траста». В середине января «Траст» подал иск лично к Мамуту как к поручителю по кредитам своим структурам из-за просрочки по процентам в 1 млрд рублей ($13,3 млн).

Александр Мамут ( Семен Кац для Forbes )
Александр Мамут ( Семен Кац для Forbes )

В ответ структуры Мамута подали сразу четыре иска к банку «Траст» — один от фонда A&NN и три от «Синема парк». Компании настаивают на изменениях условий кредитного договора, которые позволили бы сохранить киносеть, — увеличить срок кредита до 2027 года (сейчас — до конца 2022 года) и отменить начисление процентов в период локдауна, штрафов и пени в размере 0,05% в день от суммы просроченной задолженности, а также снизить процентную ставку с 7,5% до 1%, следует из документов, с которыми ознакомился Forbes.

 

В ответ на это «Траст» в официальном комментарии заявил: «Мамут навязывает свои условия, исходя из принципа: плачу, когда хочу, сколько хочу, если могу — не плачу».

«Личное поручительство  означает для бизнесмена буквально доступ к его телу. 1 млрд рублей — это, очевидно, не та сумма, которой у Мамута нет», — считает собеседник Forbes в «Трасте». «Наше мнение — миллиардер не хочет отвечать за взятые обязательства. Он неэффективный бизнесмен, у которого не получается управлять собственными компаниями», — говорится в ответе «Траста» на запрос Forbes.

«Мы 30 лет ничего не производили»: глава «Союзмультфильма» о том, почему российская анимация отстает от мировой, и что с этим делать

Конфликт дошел до администрации президента. После того как «Траст» списал 450 млн рублей новогодней выручки объединенных киносетей, председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин написал главе администрации президента Антону Вайно, что «банкротство — неминуемый сценарий развития событий» для группы компаний «Синема парк». Но «Траст» уверяет, что оставил компании 200 млн рублей для выплаты зарплат и налогов, а до этого неоднократно предупреждал менеджмент киносетей, что возможность безакцептного списания прописана в кредитном договоре.

 

«Трасту» никакие киносети не нужны, а нужен кеш — у банка и так много непрофильного бизнеса из разных индустрий, и что делать с кино, понимания никакого нет», — говорит собеседник Forbes в банке.

В банке не исключают: если стороны не найдут решения, «Траст» подаст иски к Мамуту о взыскании 23 млрд рублей, говорится в официальном комментарии банка. Возможен и «дефолтный сценарий» — тогда банк будет рад любому интересанту на киноактивы, говорит собеседник Forbes, знакомый с позицией «Траста». Потенциально объединенной киносетью интересуется «Национальная медиа группа». Про это Forbes сказал собеседник, близкий к структурам Мамута, об этом же слышал и знакомый миллиардера. При этом у самого Мамута, по словам его знакомого, нет желания расставаться с кинобизнесом. В «Трасте» не подтвердили факт переговоров. НМГ отказалась от комментариев.

Александр Мамут не ответил на вопросы Forbes.

Состояние Мамута Forbes оценивает в $2,3 млрд. Самый крупный актив — золотодобытчик Polymetal: на начало сентября 2019 года Мамуту принадлежало 4,998%, а его сыну Николаю на начало марта того же года — 3,85%. Но в течение 2019 года оба снизили долю в компании ниже раскрываемого уровня. Но, по данным источника Forbes, близкого к Мамуту, сейчас им суммарно принадлежит чуть меньше 4% акций Polymetal. Бизнесмен также владеет миноритарной долей сети книжных магазинов, объединяющей британскую Waterstones и американскую Barnes & Noble. Остальные активы Мамута не столь значимые. Ему принадлежит 51% издательства «Азбука-Аттикус», книжная типография Pareto-Print, торговая сеть Ideas4retail, куда, помимо Hamleys, входят испанская сеть магазинов развивающих игр и игрушек Imaginarium, британский бренд товаров для новорожденных и будущих мам Mamas & Papas и товары для кухни Cook House.

 

При участии Елены Березанской

Лучшие фильмы 2020 года по версии Forbes Life

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+