Существует десять факторов, которые могут значительно влиять на курс рубля по отношению к доллару и евро. Некоторые из них влияют прямо, некоторые косвенно. Их можно разделить на два типа — фундаментальные факторы и внешние спекулятивные факторы.
- Цены на все то, что продает Россия, и что наполняет ее бюджет. Особенно, разумеется, цены на энергоносители.
- Бюджет, его профицит или дефицит.
- Платежный баланс страны.
- Торговый баланс страны.
- Золотовалютные резервы.
- Инфляционные ожидания.
- Сезонные факторы.
- Политика ЦБ в области процентных ставок.
- Ситуация в мире (фондовые рынки, ослабление или укрепление доллара относительно остальных валют, денежная накачка от ФРС и других центробанков).
- Геополитика, санкционная риторика, психология, настроения инвесторов, протестная активность и т. д.
Если говорить о фундаментальных факторах, то абсолютно все они, в общем-то, за рубль.
Дефицит бюджета в 2020 году оценивается в 4,1 трлн рублей по сравнению с профицитом 2 трлн рублей в 2019 году. В 2021 году прогнозируется, что дефицит сохранится, но упадет почти на треть и составит 2,8 трлн рублей. При этом есть шанс, что при цене на нефть в районе $50 за баррель, растущих ценах на зерно, сталь, продукты нефтехимии реальный дефицит еще сократится.
Счет текущих операций за 2020 год упал в два раза по сравнению с 2019 годом и составил $32,5 млрд. Но здесь существенных проблем пока не видно.
Сальдо торгового баланса за 2020 год осталось положительным, но сократилось на 46% год к году до $89,4 млрд. Экспорт товаров за 2020 год упал на 22%, естественно, за счет нефтегазовой составляющей, которая снизилась на 38% в годовом выражении. Импорт упал на 6% до $240 млрд. Ситуация с торговым балансом начнет улучшаться в 2021 году. И это хорошие новости для рубля.
Что будет с рублем в 2021 году
Золотовалютные резервы России выросли примерно на 7,5%. В других развивающихся странах картина на фоне пандемии и локдаунов не самая позитивная. К примеру, в Турции ЗВР упали за год на 66%.
Внутренний госдолг России вырос за год почти на 4,7 трлн рублей, а внешний — на $2 млрд. До середины 2020 года резервы правительства превышали госдолг. Но на конец года ситуация изменилась: задолженность федерального правительства составила 19 трлн рублей при объеме резервов 17,7 трлн рублей. Тем не менее превышение долга над резервами не является критичным, если учитывать общий объем ВВП России.
О чем говорят спекулятивные факторы
За год многие ведущие валюты укрепились к доллару: евро +10,4%, британский фунт +4,7%, китайский юань +6,6%. Почти во всех странах центральные банки понизили ставки. В России, где инфляция в 2020 году достигла 4,9%, а ключевая ставка составляет 4,25%, реальная процентная ставка уже ушла в отрицательную область и составила -0,65%. В США ставка ФРС за вычетом инфляции составляет около -1,15%.
Российская реальная ставка все еще выше ставки в США. Причем в США ставку ФРС, как видится большинству экономистов, не будут повышать в ближайшие годы. Более того, инфляция в США имеет потенциал для роста на фоне щедрых стимулов от государства, что еще сильнее снизит американские реальные ставки относительно российских.
Тем не менее, учитывая, что реальная ставка в России ушла в отрицательную область, carry trade уже не совсем в пользу рубля. Пока это не так серьезно, так как инфляция в России, судя по всему, будет снижаться в ближайшие месяцы.
Сезонный фактор состоит в том, что обычно первая половина года больше располагает к укреплению рубля, так как потребность в валюте значительно меньше, чем во второй половине года. Так что сезонный фактор сегодня скорее за рост рубля.
Отдельная тема — санкции. Этот фактор влияет на рубль как эмоционально, так и в фундаментальном плане. Адресные санкции (против отдельной компании или человека), в общем-то, пусть и наиболее «популярные», но не так страшны для рубля. Они влияют на рубль в большей степени эмоционально и приводят к временной волатильности, не более того. Секторальные санкции могут достаточно ощутимо повлиять на российский экспорт и рубль. Аналогичная ситуация и с санкциями на российский долг.
Например, если будут введены санкции на российский долг, это ударит по всем нерезидентам, которые его сейчас держат. А бить по самим себе никто не любит, ведь среди покупателей и держателей российских долговых обязательств есть и крупнейшие инвестиционные фонды мира. Пакет с очень серьезными санкциями против России лежит на столе у президента США. Трамп его подписывать отказывался. Но с приходом нового президента ситуация может поменяться. С другой стороны, Байден — осторожный политик с сильной командой. При принятии решений о санкциях он, скорее всего, не станет рубить с плеча и закрывать глаза на вред санкций для США. Поэтому не факт, что санкции на отрасли или на держателей долга будут введены в полном объеме.
Исходя из всех вышеперечисленных факторов, мы можем в ближайшее время наблюдать значительные колебания курса на фоне опасений введения санкций.
Социально-экономическая повестка — еще один немаловажный фактор. Он является своего рода плавающей проблемой для российской валюты. То есть появляется в определенный период и достаточно редко — раз в несколько лет. Речь идет о росте протестной активности и реакции властей на этот процесс. Безусловно, этот фактор не является фундаментальным. Это, скорее, некий «белый шум», погрешность которого может в моменте выходить далеко за рамки существующей системы. К примеру, рубль может на определенных новостях упасть до 80-82 рублей за доллар, но потом достаточно быстро вернуться к прежним значениям.
Новая реальность: почему арест Навального создает опасный прецедент
Но при этом рост протестной активности и его влияние на российскую валюту повышают риски для нынешней системы. То есть спекулятивный фактор может в какой-то момент превратиться в фундаментальный. В случае, например, если в результате роста социальной напряженности правительству придется идти на решительные шаги. Такие, как серьезные финансовые вливания в масштабные социальные программы. Это, кстати, было бы неплохо и поддержало бы регионы после пандемии и всего, что с ней было связано. С другой стороны, реакцией Запада на рост протестов и возможное жесткое их подавление может быть усиление секторальных санкций. А вот это уже откровенно негативный сигнал как для рубля, так и для экономики России.
Если вышеописанные риски не реализуются и спекулятивные моменты не окажут сильного влияния, курс рубля может в I полугодии вернуться на уровни 69-70 рублей за доллар. Такой мне видится объективная картина для российской валюты на сегодняшний день. Но если с фундаментальными еще можно как-то смириться и делать прогнозы, используя сложные макроэкономические модели, то многие внешние и спекулятивные факторы просто не поддаются анализу.