Скальпель для экономики: смогут ли власть и бизнес договориться о контроле за налогами
Следственный комитет на этой неделе публично выступил за усиление уголовной ответственности за налоговые преступления для физических лиц. Заместитель главы СК Елена Леоненко заявила, что объем материалов о налоговых преступлениях, которые следователи получают от налоговых служб и органов внутренних дел, ежегодно снижается. Но удельный вес уголовных дел, возбужденных на основе этого материала, растет: если в 2011 году значение составляло 17%, то по итогам девяти месяцев 2020-го больше половины материалов (66%) составили основу для уголовного преследования. Следственный комитет предлагает повысить эффективность, увеличив сроки давности по налоговым преступлениям для физических лиц — индивидуальных предпринимателей, уравняв их со сроками давности для юрлиц (сейчас разница может составлять восемь лет). Еще СК предлагает налоговой не ждать два месяца, в течение которых можно возместить недоимку и избежать уголовного преследования, а сразу направлять материалы следователям.
Тема ответственности за налоговые преступления в последнее время становится все более злободневной, но это следствие не роста количества преступлений, а увеличения внимания к ним со стороны государства. А во многих случаях, к сожалению, — перегибов в правовом регулировании и правоприменительной практике. Именно это все чаще обсуждают в деловом сообществе.
Не отнять, а стимулировать: зачем экономисты предложили повышать налоги в кризис
Увеличение внимания к контролю за уплатой налогов со стороны государства логично. Налоги — важный источник наполнения бюджета, а происходящие в экономике процессы стимулируют государство увеличивать их собираемость.
Но в процессе борьбы за налоговые поступления важно помнить, что общее количество уплачиваемых налогов зависит в первую очередь от наличия благоприятных условий для ведения бизнеса, а не от строгости наказания за их неуплату. А наиболее существенный эффект достигается не за счет строгости, а за счет неотвратимости наказания.
Поэтому становится все более актуальным вопрос, как наладить эффективно работающий механизм борьбы с уклонением от уплаты налогов и при этом выдержать баланс между контролем и ответственностью, с одной стороны, и благоприятными условиями для ведения бизнеса — с другой. Принципиальным является то, что нужно четко очертить границы между такими вещами, как законное налоговое планирование, налоговое правонарушение и налоговое преступление. Сейчас они очень размыты, что приводит к необоснованному давлению на добросовестный бизнес.
Все взять и поделить: какая налоговая реформа нужна России
Бизнес, власть и профессиональное сообщество активно обсуждают, как это сделать. К примеру, введение в УК специального состава, который предусматривал бы ответственность за незаконное возмещение НДС. И даже уже обозначенную СК синхронизацию ответственности за уклонение от уплаты налогов юрлицами и физлицами.
Многие представители бизнеса заинтересованы в борьбе с неуплатой налогов. Добросовестные предприниматели, которые законно платят налоги, заинтересованы в равных условиях работы, а недобросовестные налогоплательщики получают необоснованные конкурентные преимущества. Например, за счет незаконно сэкономленных налогов они имеют возможность уменьшать стоимость товаров по сравнению со стоимостью аналогичных позиций, которые предлагают своим покупателям их конкуренты, уплачивающие налоги честно.
Но мнения представителей правоохранительных органов и бизнеса во многих случаях предсказуемо расходятся друг с другом. Правоохранительные органы, как правило, считают целесообразным усиливать контроль, увеличивать количество возбуждаемых дел и ужесточать подходы к привлечению к ответственности. А бизнес ищет тот самый баланс и хочет улучшения делового климата. В итоге вопрос, станут ли предлагаемые изменения благом для бизнеса или наоборот, будет зависеть от того, в каком виде все эти предложения примут.
Навязанные траты: что скрывается за идеей экономистов повысить НДФЛ
Очевиден тот факт, что нужны реформы в сфере ответственности за налоговые преступления — не только в законодательстве, но и в правоприменительной практике. Именно от нее зависит, каким образом законы будут применяться и, соответственно, влиять на деловой климат. Не секрет, что в сфере уголовно-правового и уголовно-процессуального регулирования не раз встречались случаи, когда даже самые положительные для бизнеса законодательные изменения разбивались о суровые реалии правоприменения и фактически нивелировались на этом уровне.
Важно, чтобы борьба с уклонистами не превращалась в борьбу с бизнесом, от благополучия которого зависит и количество уплачиваемых налогов, и количество рабочих мест, и инвестиционный климат. Уголовно-правовое воздействие на экономику — это своего рода скальпель, которым надо оперировать очень аккуратно. И основная задача такого регулирования — развитие предпринимательской деятельности, а не наказание тех, кто ею занимается.