В ноябре компании разместили почти 40% валюты в связанных с «Роснефтью» банках: в чем причина
В ноябре резко вырос — на $10 млрд, или на 8,1% по сравнению с октябрем, — объем средств компаний на валютных депозитах в банках. Причем примерно 40% этой суммы компании разместили в двух банках — в Московском кредитном банке (МКБ) и Всероссийском банке развития регионов (ВБРР). Оба банка известны своими связями с «Роснефтью». МКБ контролирует концерн «Россиум» (56,1%) Романа Авдеева и Николая Катаржнова, банк активно работает с «Роснефтью». ВБРР принадлежит «Роснефти».
В МКБ средства компаний в иностранной валюте выросли на $2,8 млрд — до $9,6 млрд. Рост составил 41%, для банка это рекордный рост за всю историю. В ВБРР объем корпоративных депозитов в валюте почти удвоился — они выросли на $1,6 млрд, до $3,4 млрд. Еще $4,5 млрд компании положили на валютные депозиты в ВТБ.
На эти изменения в отчетности банков обратил внимание начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий и начальник Центра разработки стратегий Газпромбанка Егор Сусин, который написал об этом в своем телеграм-канале.
В ВТБ подтвердили, что большая часть средств, поступивших в банк от корпораций в ноябре, приходилась на компании сырьевого сектора. В МКБ отказались от комментариев. «Роснефть» и ВБРР не ответили на запрос Forbes.
Почему россияне продолжают забирать деньги из банков
Собеседник Forbes, близкий к МКБ, сказал, что одна из компаний нефтегазового сектора, которая традиционно активно размещает средства в МКБ, — это «Роснефтегаз». Кроме того, деньги размещает одна из «дочек» «Роснефти» — «РН-Няганьнефтегаз» или «Самотлорнефтегаз». Эти компании в октябре 2017 года разместили субординированный заем в МКБ на 22 млрд рублей на 49 лет. Фондирование МКБ в существенной степени сконцентрировано на одной группе клиентов, говорит руководитель направления банковских рейтингов агентства НКР Михаил Доронкин.
«Вполне вероятно, что рост депозитов в ВБРР связан с их акционером, но утверждать точно мы этого не можем», — говорит рейтингующий банк аналитик Moody's Мария Милюкова. По ее словам, у ВБРР исторически высокая концентрация на отдельных клиентах с фокусом на обслуживание группы акционеров.
В ноябре, по мнению старшего аналитика Райффайзенбанка Дениса Порывая, может быть две возможные причины появления крупной суммы у «Роснефти». Первая — это авансы от Китая. Продажи нефти в Китай компания традиционно проводит за счет предоплаты от партнера, поясняет Порывай. Вторая причина — это вероятный аванс, который мог поступить от продажи 10% «Восток ойл» компании Trafigura. Сделка была закрыта 28 декабря, а объявлена — 17 ноября. Стоимость проекта без учета перспектив производства СПГ оценивается Bank of America в $70 млрд, а Goldman Sachs — в $100 млрд.
Давние партнеры
Основным акционером ВБРР является «Роснефть». МКБ начал активно сотрудничать с этой нефтяной компанией после падения «московского кольца» в 2017 году, когда ЦБ санировал банк «ФК Открытие», а также Промсвязьбанк и Бинбанк. Незадолго до санации «Роснефть» перевела из «Открытия» часть средств в МКБ, писали «Ведомости» со ссылкой на свои источники. Агентство Bloomberg также писало, что «Роснефть» вывела с баланса «Открытия» сделки РЕПО примерно на 200 млрд рублей и перевела их в МКБ. В рамках этих сделок «Роснефть» размещала рублевые облигации, а потом с помощью «Открытия» закладывала их в ЦБ и получала валюту через сделки РЕПО. Другие способы получить валюту в то время для «Роснефти» были недоступны из-за секторальных санкций. Именно это «триллионное РЕПО» перекочевало на баланс МКБ после падения «московского кольца», как писали «Ведомости» и Bloomberg.
Магнит для инвесторов: в чем смысл продажи доли в «Восток Ойл»
Сейчас сделки РЕПО составляют 42% от активов МКБ — это 1,25 трлн рублей. А благодаря субординированному займу в 22 млрд рублей банку смог увеличить остаточность капитала — собственные средства банка после учета суборда выросли более чем на 10% и превысили 230 млрд рублей. За несколько недель до этого. 13 сентября 2017 года, ЦБ включил МКБ в список системно значимых. Для банка это означало повышенные требования к капиталу.
Традиционно у «Роснефти» был большой объем наличных на счетах — в 2018 году он составлял более 1 трлн рублей, но на 30 сентября 2020 года наличные составляют всего 273 млрд рублей, сказал директор направления корпоративных рейтингов S&P Александр Грязнов. Остальные средства переведены в краткосрочные финансовые вложения.
Что это значит для банков
Порывай считает, что такой приток валютной ликвидности в банковскую систему является позитивным событием, так как банки могут использовать эти деньги для кредитования. «Еще в октябре банковский сектор испытывал дефицит валюты на $4 млрд. Но проблема в том, что это может быть краткосрочная поддержка для сектора, так как деньги могут уйти так же быстро, как и пришли», — говорит Порывай.
Если говорить о значимости такого притока для банковского сектора, то многое зависит от срочности этих депозитов, говорит директор направления «Финансовые институты» S&P Global Ratings Сергей Вороненко.
Аналитики включили МКБ в список уязвимых банков
«Если смотреть на колебания, то они существенны для двух банков, но в целом для банковской системы незначительны. Я это рассматриваю как волатильность – сегодня у компаний есть свободные средства, и они их разместили и могут их использовать, как только будет необходимость. Пока что одномесячный тренд ни о чем не говорит», — сказал Вороненко.
У ВБРР «хорошая» подушка свободных денег, что снижает риски для банка от высокой концентрации на крупнейших клиентов, сказала Forbes Мария Милюкова. «Я не вижу рисков такого роста для ВБРР — у банка в сопоставимом объеме росли активы в иностранной валюте, в том числе кредиты банкам на короткие сроки, что позволяет банку оперативно вернуть средства кредиторам при необходимости», — говорит заместитель директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Михаил Полухин.
Михаил Доронкин считает, что и для МКБ риска нет — динамику поступающих средств банк хорошо прогнозирует, что снижает потребность поддерживать избыточную ликвидность.