К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Делает дороже жизнь российских компаний»: к чему приведет разрыв налогового соглашения с Нидерландами

Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images
Фото Romy Arroyo Fernandez / NurPhoto via Getty Images
Владимир Путин подписал законопроект о денонсации налогового соглашения с Нидерландами. 4 декабря прошлого года, когда Минфин объявил о том, что готовится разорвать соглашение, бизнес и консультанты назвали это решение в разговоре с VTimes (издание признано иноагентом) «катастрофой», а консультант из «большой четверки» в разговоре с Forbes сравнил этот шаг Минфина с «выстрелом себе в ногу». Что произойдет при разрыве соглашения, каких компаний это коснется — ответы на эти и другие вопросы в материале Forbes

Владимир Путин подписал законопроект о денонсации налогового соглашения с Нидерландами. Минфин начал разрабатывать его в декабре прошлого года. Ведомство предложило Нидерландам повысить до 15% налог на дивиденды и доходы, однако переговоры не увенчались успехом. Ранее аналогичные условия Минфин предложил Кипру, Люксембургу и Мальте. Тогда Минфин опубликовал уведомление о разработке законопроекта о разрыве этого соглашения.

Что дальше?

С 2022 года фактически у российских компаний, работающих через Нидерланды, вырастет налоговая нагрузка. Существующее налоговое соглашение с Нидерландами позволяет выводить прибыль из России, уплачивая налог по эффективной ставке 2-3%, говорилось в сообщении Минфина. Минфин предложил Нидерландам такие же условия, что и ранее в этом году Кипру, Люксембургу и Мальте. То есть обычную ставку 15% для дивидендов и процентов, и льготную ставку 5%. Льготной ставкой могли воспользоваться публичные компании, 15% акций которых находятся в свободном обращении, если они владеют не менее 15% в компании, которая платит дивиденды.

Вся эта работа проводится по поручению президента России Владимира Путина, который весной предложил сделать так, чтобы те, кто выводит свои доходы из России на зарубежные счета, платили налог 15%. Если страны не согласятся на повышение налога, то Россия может разорвать соглашение об избежании двойного налогообложения с другими странами в одностороннем порядке, сказал Путин. C тех пор Россия уже договорилась о повышении налога с Кипром, Мальтой и Люксембургом.

 

Каких компаний это коснется?

Через Нидерланды структурированы крупные российские компании с государственным участием, зачастую публичные, например, Gazprom International, Svyaznoy N.V., X5 Retail Group, Yandex, говорит управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. Помимо российских компаний, от расторжения соглашения могут пострадать американские инвесторы, которые обычно работают с российским бизнесом через свои офисы в Нидерландах, такие как Uber, добавляет Именнов. По его словам, некоторые иностранные инвесторы, в том числе американские, вкладывали деньги в экономику России через свои голландские холдинговые компании. К примеру, из Нидерландов приходило ориентировочно $50 млрд прямых инвестиций в Россию на начало 2020 года, отметил Именнов. Повышение налоговых ставок может сделать российский бизнес невыгодным для инвестирования и повлечь за собой отток инвестиций, предупреждает он.

Как вырастут налоги?

По дивидендам налог вырастет с 5% до 15%, по процентам и роялти — c 0 на 20%, говорит юрист Forward Legal Федор Закабуня.

 

Что делать?

Налоговые консультанты КПМГ в обзоре «Вы выходите? РФ объявила о денонсации СИДН с Нидерландами» советуют оценить, есть ли возможность заранее выплатить дивиденды и проценты по текущим ставкам, а также проверить, можно ли использовать так называемый сквозной подход. Если компания зарегистрирована в Нидерландах, но фактическим получателем дивидендов является российский налоговый резидент, то тогда налог на дивиденды составит 0%, и эта ставка сохранится до конца 2023 года.

Если соглашение будет пересогласовано, необходимо определить, сможет ли компания по-прежнему претендовать на льготы и что для этого нужно предпринять. Если в итоге соглашение разорвут, тогда имеет смысл рассмотреть варианты реструктуризации.

Как выходить?

В текущей ситуации сложно определить, в какой стране перерегистрировать бизнес, так как нет ясности, с какими еще странами Минфин пересмотрит соглашение, говорится в обзоре КПМГ. «Некоторые наши клиенты приняли решение о ликвидации голландских субхолдинговых компаний», — сказал партнер КПМГ в России и СНГ Александр Токарев Forbes. Некоторые рассматривают вариант перерегистрации в «российских офшорах» на острове Русский и в Калининграде, продолжает он.

 

Если компания решит уйти из Нидерландов, то тогда ей придется заплатить так называемый налог на эмиграцию, при котором нужно будет заплатить налог по прибыли со всех как бы реализованных активов (аналог exit tax в США), напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Ставка налога в 2021 году составляет 15% на первые €245 000 прибыли и 25% на превышение.

Кроме того, надо помнить, что налоговые органы как России, так и Нидерландов смогут признать, что компания работала в Нидерландах из соображений налоговой экономии и доначислить налоги за предыдущие периоды, если решат, что компания работала преимущественно из-за налоговых льгот, предупреждает он. Сейчас придется пересматривать все, что касается пассивных видов дохода — дивидендов, процентов, роялти. К ним будет применяться совершенно другое налогообложение у источника в России, говорит партнер компании TaxTeam BV Наталья Лучкова. Нидерланды при отсутствии соглашения с Россией имеют большие шансы попасть в черные списки Минфина — не просто же так с ними разрывают соглашение, считает она.

В этом случае, например в отношении трансфертного ценообразования, ко всем сделкам, которые российские компании совершают с компаниями в Нидерландах, могут применяться правила, как если бы это были внутригрупповые сделки. А это значит — обязательное обоснование цен, дополнительная проверка по ряду параметров, перечисляет Лучкова. «Это сразу усложняет и делает дороже жизнь российских компаний, которые работают с компаниями из Нидерландов», — говорит она.

Большому количеству компаний, которые расположены в России, но работают с  Нидерландами или связаны с ними, нужно будет пересмотреть свою структуру, а иногда это невозможно, так как на это получены кредиты, завязано финансирование, отношения с партнерами, предупреждает партнер TaxTeam BV.

Выиграет ли Россия от пересмотра соглашения с Нидерландами?

Если потенциальный разрыв соглашения с Кипром и Люксембургом не наносил существенного вреда экономическим интересам самой России как собственнику активов, то возможный разрыв с Нидерландами может быть более болезненным, в том числе потому, что в Нидерландах зарегистрированы и крупные компании с госучастием, напоминает партнер «Кроу Экспертизы» Рустам Вахитов. Получится, что денонсируя соглашение, государство увеличит налоговую нагрузку на свои же компании, рассуждает он. В Амстердаме, к примеру, еще в 2013 году открылся офис компании South Stream Transport B.V, которая реализует проект «Южного потока». На открытии был глава «Газпрома» Алексей Миллер.

 

«В случае с Кипром и Мальтой Минфин запускал процесс денонсации соглашения, но в итоге страны заключали протокол об изменениях налоговых соглашений. Но Нидерланды — более сложный переговорный партнер. И как к примеру, следовало из истории с пересмотром соглашения Нидерландов с Украиной, если идет на уступки, то требует что-то взамен», — сказал Вахитов.

В случае с Украиной Нидерланды отказались от минимальной ставки по налогу по дивидендам в 0% (по подписанному протоколу она 5%), но взамен добились арбитражной оговорки, разрешающей споры между налоговыми органами, то есть неустраненные ситуации двойного налогообложения, в квазитретейском суде.

Были ли раньше попытки разорвать соглашение?

Разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения России и Нидерландов российские власти поднимают не в первый раз. Первый раз это случилось около 10 лет назад. Москва решала, каким образом ей ответить на решения голландских судов по «делу ЮКОСА». Один из вариантов — разрыв соглашения, но тогда его не стали использовать по причине возможных негативных последствий для самой России, вспоминает один из международных налоговых консультантов. Об этом же пишет и «Коммерсантъ». По данным издания, в 2011 году в структурах, близких к Совету безопасности России, обсуждался разрыв соглашения об избежании двойного налогообложения как один из теоретических вариантов противостояния властям Нидерландов в развитии международных исков по «делу ЮКОСа».

Тихая гавань для бизнеса. 10 самых подходящих стран для российских компаний

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+