Уйти по-русски: чем грозит бизнесу разрыв налоговых соглашений России и Нидерландов
Еще в марте президент Владимир Путин поручил повысить ставки налога на доходы уходящих в офшоры дивидендов и процентов. При этом было обещано, что если страны-транзитеры не согласятся на повышение ставок, Россия расторгнет соглашение в одностороннем порядке. Кипр, Мальта, Люксембург и Нидерланды первыми получили «письма счастья» от российского Минфина с предложениями пересогласовать соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН). К середине осени протоколы, повышающие ставки налога на доходы у источника выплаты, были подписаны с островными юрисдикциями и Люксембургом. Казалось бы, пришла очередь Нидерландов. Но все оказалось далеко не так просто, как с Кипром или Мальтой.
Крестовый поход Минфина
По сообщению Минфина, голландской стороне были предложены условия, аналогичные тем, которые уже были согласованы с Кипром, Люксембургом и Мальтой, но переговоры не увенчались успехом. Исходя из публичной информации, Минфин Нидерландов настаивал на расширении перечня льгот и распространения льготы не только на публичные, но и на частные компании, если их бенефициарами являются налоговые резиденты Нидерландов. В обмен российская сторона хотела получить право облагать налогом доходы от реализации акций и долей компаний с существенной долей недвижимости в России. В итоге переговоры зашли в тупик, Минфин счел подход голландской стороны неприемлемым, поскольку он предусматривал сохранение отдельных каналов для вывода средств из страны, и решил денонсировать СИДН.
Пока сложно предсказать, как события будут развиваться дальше, однако есть как минимум одна хорошая новость: налоговое соглашение между Россией и Нидерландами предусматривает уведомление о денонсации за шесть месяцев до конца года. Это значит, что весь следующий год оно будет применяться в текущем виде, и при негативном развитии событий у бизнеса останется время на проведение реструктуризации. Ближайшие полгода станут решающими в судьбе российско-голландского СИДН.
Выбор без выбора
Если бы СИДН с Нидерландами был пересогласован по кипрскому образцу, дивиденды и проценты, выплачиваемые из России, облагались бы налогом на доходы у источника выплаты в России по ставке 15%. Сегодня существует возможность уменьшения ставки по дивидендам до 5% и получения освобождения в отношении процентов. При этом льготы сохранились бы для публичных компаний и отдельных выплат по долговым обязательствам. В отношении других выплат, например роялти, освобождение от налогообложения в России продолжило бы применяться.
Если СИДН будет денонсирован, дивиденды будут облагаться в России по ставке 15%, а проценты и роялти — по ставке 20%. Также российским налогом у источника будут облагаться доходы от реализации акций и долей в компаниях с российской недвижимостью. Даже те компании, которые потенциально могли бы продолжить использовать льготы, например публичные компании или банки, в случае разрыва СИДН льгот лишатся.
Фактически в случае разрыва СИДН Нидерланды с точки зрения налогообложения выплат пассивных доходов встанут в один ряд с ошфорными юрисдикциями, с которыми у России нет СИДН (Британские Виргинские острова, Кайманы и другие). Группам, использующим в своих структурах голландские компании, необходимо будет задуматься об их переводе в другие юрисдикции. Это, в свою очередь, сейчас связано с неопределенностью — с наиболее подходящими альтернативами, такими как Кипр и Люксембург, СИДН уже пересогласованы. В отношении других стран существует риск, что они также получат «письма счастья» от российского Минфина и усилия по переводу бизнеса пропадут даром.
Можно рассмотреть применение так называемого сквозного подхода (то есть игнорирование для налоговых целей промежуточных компаний, не являющихся фактическими получателями дохода. — Forbes). Однако он все еще практически не работает с точки зрения применения пониженной 5%-ной ставки налога в отношении дивидендов, если в качестве их фактического получателя заявляется другая иностранная компания. Тем не менее в отношении некоторых стран существует возможность снижения ставки до 10%, что уже лучше, чем 15%. С точки зрения процентов и роялти применение «сквозного подхода» может быть эффективным, однако особое внимание надо будет уделить движению денежных средств. В этом случае голландская компания должна будет выступать в качестве посредника, что не всегда возможно и может повлечь исторические налоговые риски оспаривания применения льгот в прошлых налоговых периодах.
В отношении голландских холдингов российских групп существует возможность переезда в САР. С точки зрения распределения дивидендов от российских компаний использование холдинговой компании в САР может быть достаточно эффективным решением. Например, сохранится возможность применения нулевой ставки при получении дивидендов от российских операционных компаний. При их дальнейшем распределении нет необходимости в применении «сквозного подхода». Однако в отношении других доходов льгот пока нет. Тем не менее Минфин РФ планирует предусмотреть дополнительные налоговые льготы для резидентов САР, и за данными инициативами надо следить.
Говоря о СИДН с Нидерландами, необходимо учитывать, что от денонсации соглашения пострадают крупные российские компании, в том числе с государственным участием, которые используют Нидерланды для создания субхолдингов для дальнейшего инвестирования в зарубежные активы. Сейчас при распределении дивидендов от таких субхолдингов в России можно применить освобождение от налога на доходы у источника выплаты в Нидерландах. В России дивиденды также можно освободить от налога. При этом для применения льготы в Нидерландах одним из условий является наличие СИДН со страной получателя дивидендов. В случае денонсации СИДН освобождение не будет применяться и дивиденды будут облагаться 15%-ным налогом в Нидерландах.
Каре на шестерках
Обращает на себя внимание и тот факт, что Минфин ранее уже объявлял о потенциальной денонсации СИДН с Кипром и Мальтой. При этом с Кипром такая новость появилась на фоне образовавшейся заминки в ходе переговоров, однако тогда все закончилось подписанием протокола. На языке покера переговорная стратегия Минфина вполне может называться блефом: сложно однозначно оценить серьезность намерений министерства относительно расторжения налоговых соглашений.
Необитаемый остров? Кто останется на Кипре при новом налоговом режиме с Россией
Были ли у этой информации реальные основания, или это был всего лишь ход, направленный на повышение сговорчивости партнеров? Нельзя исключать, что намерение выйти из СИДН может быть попыткой Минфина склонить голландских партнеров к принятию его условий. Однако Нидерланды могут на эту уловку и не клюнуть. Экономика этой страны от российского бизнеса зависит далеко не так сильно, как кипрская, а это значит, что переговорные позиции Минфина России в данном случае не так сильны. Однако как бы ни завершилась данная покерная партия, хочется верить, что стороны все же придут к согласию и СИДН в том или ином виде продолжит применяться.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции