К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Очень везучая компания»: как разместился Ozon и кому достались его акции

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Торги бумагами Ozon начались 24 ноября, и до сих пор участники финансового рынка обсуждают, кому сколько досталось бумаг. Спрос на бумаги был «дикий», признает один из управляющих. Почему IPO Ozon вызвало такой ажиотаж среди инвесторов и как обстоят дела в компании, в которую они вложились?

Торжества по случаю начала торгов бумагами Ozon прошли, как и полагается в коронавирусном 2020 году, большей частью виртуально. В Нью-Йорке церемонию транслировали на Times Square. На Московской бирже церемония прошла оффлайн, но узким кругом. На небольшой сцене на расстоянии друг от друга стояли пять человек: топ-менеджеры биржи, Ozon и его крупнейших акционеров — АФК «Системы» и Baring Vostok. Все это транслировалось онлайн.

Сами торги начались днем ранее. Акции компании в первые часы подскочили в цене на 30-40% на обеих площадках и немного отыграли назад. Только за вечер 24 ноября на Московской бирже объем торгов ADR Ozon превысил 10 млрд рублей.

В ходе IPO Ozon привлек $990 млн, продав бумаги по $30 за штуку. Инвесторы оценили компанию в $6,2 млрд с учетом всех конвертируемых займов и опционов. Книга заявок была переподписана более чем в 10 раз.

 

После IPO гендиректор OZON стал кандидатом в рейтинг директоров-капиталистов

Ozon — очень везучая компания, пережившая много кризисов, сказала старший партнер Baring Vostok Елена Ивашенцева на открытии торгов на Московской бирже. Когда Baring Vostok инвестировал в Ozon почти 21 год назад, она оценивалась в $6 млн. «Когда IPO произошло по оценке $6 млрд, кажется, что это сумасшедший успех, но это произошло много лет спустя и много сотен миллионов долларов спустя», — сказала Ивашенцева.

 

Почему IPO Ozon вызвало такой ажиотаж среди инвесторов и как обстоят дела в компании, в которую они вложились?

Дикий спрос

Изначально компания объявила, что предложит на IPO 30 млн американских депозитарных расписок (одна расписка — одна акция) по цене от $22,5 до $27,5 за бумагу. Таким образом, она могла бы получить от $675 млн до $825 млн на рынке. Саму компанию оценили для IPO в $4,5-5,5 млрд, с учетом опционов и конвертируемых займов.

Организаторами выступили Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup, UBS, Sberbank CIB, «Ренессанс Капитал» и «ВТБ Капитал».

 

За день до открытия книги несколько участников рынка говорили Forbes, что думают поучаствовать в IPO, но «нужно оценить спрос». «Откроется книга заявок, и я посмотрю, как пойдет. Возможно, оформлю к пятнице (20 ноября) заявку», — сказал один из управляющих.

18 ноября организаторы открыли книгу заявок, и спустя несколько часов про спрос все стало ясно. К середине дня организаторы уже получили заявки на весь объем IPO по верхней границе ценового коридора в $825 млн. По итогам первого дня объем заявок только от российских участников превысил предложение в полтора раза. «Спрос был дикий», — говорит еще один управляющий, участвовавший в IPO. Управляющий пытались любой ценой получить свою долю акций: «В ход шли все связи и знакомства», — говорит еще один участник IPO.

Bloomberg назвал дебют Ozon на бирже лучшим для российских компаний после «Яндекса»

Двое управляющих, к примеру, сказали Forbes, что оформили свои заявки по «цене сделки», то есть готовы были купить акции по любой цене. Но даже это не успокаивало. «Не рассчитываю, что моя заявка будет полностью удовлетворена. Нет ясности, сколько вообще получат российские участники», — переживал в разговоре с Forbes один из управляющих. Ранее источник, близкий к организаторам, утверждал, что цель IPO — широкое размещение среди именно иностранных инвесторов.

23 ноября организаторы IPO сообщили, что заявки с ценой ниже $30 не будут удовлетворены. А компания объявила, что увеличит объем предложения — вместо 30 млн бумаг предложит купить 33 млн; кроме того, опцион для организаторов увеличился с 4,5 млн бумаг до 4,95 млн.

 

Кому достался Ozon

Спустя несколько дней после размещения участники финансового рынка продолжали обсуждать, кто сколько получил акций Ozon. Розничные клиенты Сбербанка получили по 10% от заявки, сказал Forbes источник, близкий к банку. Клиентам ВТБ досталось по 20% от запрошенного объема, сказали Forbes два источника на финансовом рынке. Еще один говорит, что они получили 10%. ВТБ отказался от комментариев.

Розничные клиенты «Тинькофф» получили 40% от заявок, сказал Forbes управляющий крупной инвесткомпании. Это подтвердили в пресс-службе «Тинькофф». Клиенты БКС получили 20%, подтвердили в компании. Клиенты Альфа-банка — 15% от объема заявок, столько же — «Финам», сказал Forbes управляющий одной из инвесткомпаний. Пресс-службы Альфа-банка и «Финама» это подтвердили.

У клиентов «Открытия» одобрили порядка 16% от заявки. В день размещения 21,8% клиентов, получивших акции OZON, продали их, зафиксировав тем самым 30% прибыли от сделки, сообщил Forbes представитель «Открытия».

В среднем розничные клиенты получили 15% от своих заявок, институциональные инвесторы еще меньше — 2-5%», — резюмирует один сотрудников  управляющей компании. Такую же оценку дал источник из другой крупной компании.

 

Ozon запустит онлайн-продажи машин вместе с дилером Nissan и Kia

Чистый e-commerce

«Еще летом Ozon оценивали минимум в $3 млрд, а теперь цена выросла до $12 млрд», — удивлялся один из потенциальных инвесторов Ozon за несколько недель до IPO.

Организаторы действительно по-разному предварительно оценивали Ozon. К примеру, Sberbank CIB — в $4–8,5 млрд, Renaissance Capital — в $5,9-7,3 млрд, «ВТБ Капитал» — в $4,7–7,1 млрд, следовало из презентаций, с которыми ознакомился Forbes. Два источника, знакомые с ходом подготовки IPO, говорили, что наиболее щедро компанию оценивал Goldman Sachs — в $6–12 млрд.

Но и аналитики, и инвестбанки обращали внимание на то, что компания убыточна и до прибыли еще далеко. К примеру, из презентации «Ренессанс Капитала» следовало, что только в 2024 году компания может показать прибыль до процентов и налогов в 13,1 млрд рублей. До тех пор этот показатель будет отрицательным. К примеру, в 2021 году составит минус 18,3 млрд рублей, в 2022-м — минус 15 млрд рублей, в 2023 году — минус 4,8 млрд рублей.

 

Операционной прибыли в 21,4 млрд рублей компания добьется только в 2024 году, следовало из презентации «ВТБ Капитала». До этого компания будет показывать убыток. Прогноз на этот год — минус 15,8 млрд рублей. Оборот компании (GMV), как следовало из презентации ВТБ Капитала, в 2020 году составит 185 млрд рублей, а с 2021 года начнет расти и к 2024 году превысит 1 трлн рублей — (1,2 трлн рублей). Свободные денежные средства (до уплаты процентов) у Ozon появятся только в 2022 году — 3,6 млрд рублей. В 2023-м они вырастут сразу до 22 млрд.

Сама компания в проспекте к IPO сообщила, что ее выручка с января по сентябрь 2020 года составила 66,6 млрд рублей, убыток — 12,9 млрд рублей. Оборот компании (GMV) — 121,6 млрд рублей.

Компания справедливо оценена, рынок закладывает темпы роста оборота в 2021 году близко к 80%, сказал Forbes управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий.

«Важно понимать ключевые отличия Ozon от других бизнесов. У компании два направления бизнеса — e-commerce и маркетплейс. Также Ozon в силу специфики рынка в России гиперрастущий бизнес. И сама компания сильно убыточна. Что сильно отличает ее от других похожих компаний, таких как Allegro или Mercadolibre, — считает управляющий партнер фонда Flashpoint Александр Коноплястый. — Институциональные инвесторы в IPO Озона оценивали его на базе прогноза роста выручки и роста проникновения электронной коммерции в России».

 

У компании не все идеально, признал на открытии торгов на Московской бирже глава Ozon Александр Шульгин. «Мы, как известно, убыточная компания. И в принципе останемся такой еще пару лет точно», — сказал он. Но, по его словам, Ozon видит «гигантские перспективы роста» для российского рынка. К примеру, в России доля электронной коммерции в 2019 году была 6% от всего ритейла, в Китае — 27%. Для развития требуются инвестиции в инфраструктуру.

Ozon отчитался о росте продаж больше чем на 100%

«Это то, для чего мы «поднимали» деньги. Если говорить более конкретно, то у нас к прошлому году был довольно большой CAPEX (капитальные затраты), мы строили фулфилмент-центры (склады), будем продолжать это делать. И второе важное направление — это IT, у нас уже более 1 000 инженеров и мы собираемся наращивать количество людей, которые работают над созданием технологий», — добавил он.

«Ozon предоставляет прямой доступ к истории роста российского сегмента e-commerce, который характеризуется низким уровнем проникновения, масштабными инвестициями и дополнительными стимулами роста, связанными с пандемией», — написали ранее аналитики Альфа-банка Анна Курбатова и Олеся Воробьева.

 

В их записке говорилось, что российский рынок e-commerce будет расти на 31-33% ежегодно в период до 2024 года — до 5,5-7,2 трлн рублей в 2024 ($76-93 млрд), или 17-19% от розничного товарооборота. Такой прогноз дает INFOLine и DataInsight. И на онлайн-маркетплейсы, вероятно, придется большая часть дополнительного объема продаж, они будут сильно опережать рост по отрасли в целом.

Вероятно, именно на это и рассчитывали инвесторы, которые с таким ажиотажем бросились участвовать в IPO. «Когда покупаешь, к примеру, бумаги «Яндекса», покупаешь долю в компании, где есть доставка, реклама и так далее. Когда покупаешь Ozon, то покупаешь чистый e-commerce. Другого такого в России нет», — сказал один из инвесторов. Ему удалось получить бумаги на IPO.

Чемпионы роста: 10 самых бурно развивающихся компаний России

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+