Все крупные кризисы для экономики постсоветской России как правило означали крупный отток капитала и значительное ослабление национальной валюты, однако в этот раз «сам кризис и последующее восстановление экономики выглядят весьма парадоксально», говорится в исследовании Sberbank Investment Research. Как объясняют авторы исследования, самым ярким примером отступления от нормы было то, что с развитием кризиса рубль не стал дешеветь, даже несмотря на резкое падение цен на нефть.
Аналитики Sberbank Investment Research выделяют три фактора, которые в начале года поддерживали рубль, а теперь играют против него.
- Фактор торговли
Во втором квартале 2020 года импорт сократился на 26,9% относительно второго квартала прошлого года, после чего начал восстанавливаться. «Вначале это привело к снижению спроса на твердую валюту и поддержало рубль, но теперь в условиях динамичного восстановления (особенно с учетом отложенного спроса, который начинает реализовываться только сейчас) играет против рубля», — отмечают аналитики банка.
- Фактор денежных переводов и выплат зарплат
В 2019 году в России насчитывалось почти 12 млн мигрантов, а совокупные денежные переводы в страны СНГ из России составили около $13,5 млрд, или 0,8% ВВП. С начала пандемии и приостановки производств многие мигранты в стране потеряли свою работу. Это привело к сокращению денежных переводов. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года денежные переводы физлиц за границу в марте 2020-го снизились на 33,9%, а в апреле – на 50%. Однако в мае они начали ощутимо восстанавливаться: относительно апреля переводы за границу выросли на 62,2%. Сейчас это тоже давит на рубль.
Фактор умеренного оттока капитала
Для кризиса 2020 года характерен крайне незначительный отток капитала, пишут аналитики банка. «Уникальная природа нынешнего кризиса в сочетании со значительно более прочным, чем ранее, положением страны, позволили России избежать типичного для таких случаев резкого оттока капитала», — говорится в аналитической записке. Как указывает главный экономист Sberbank CIB Антон Струченевский, во втором квартале 2020 года отток капитала составил только $13,3 млрд. Для сравнения: в четвертом квартале 2014 года отток капитала составил $72,2 млрд, а в четвертом квартале 2008 года — $135,3 млрд.
В первые месяцы кризиса 2020 года умеренный отток оказал поддержку рублю, но уже в июле начался ускоренный отток капитала из России. «Это было обусловлено возникновением ряда геополитических рисков», — говорится в аналитической записке банка. - В результате в августе рубль остался слабым после падения в конце июня и в июле».
Так совокупность факторов, которые во втором квартале поддерживали рубль, в третьем квартале, после снятия карантина, начали играть против него. «На смену текущему резкому восстановлению придет намного более постепенный тренд. Иными словами, V-образное восстановление, которое мы сейчас наблюдаем после стремительного спада, неизбежно утратит импульс», — считают аналитики банка.
- Два новых «трудно просчитываемых» фактора
По мнению Sberbank Investment Research, есть еще два «трудно просчитываемых фактора» – это геополитика и вероятность второй волны коронавируса. Они будут оставаться источниками неопределенности и потенциальной волатильности.
Геополитическая ситуация прояснится после президентских выборов в США в ноябре 2020 года. «Если после выборов в Америке в начале ноября геополитическая напряженность начнет успокаиваться, мы видим потенциал для укрепления рубля», — сказал журналистам Антон Струченевский.
Аналитики банка допускают, что после выборов российская валюта фундаментально будет готова к возвращению к отметке в 70 рублей за доллар к концу года. «Если прогнозировать на последующий период, то, исходя из допущения о стабильности геополитического фона и способности нефти Brent в следующем году удерживаться выше $50 за баррель, мы считаем, что у рубля имеется более значительный потенциал укрепления относительно доллара», — пишут авторы исследования.