Будущие теслы и амазоны: пять малоизвестных компаний, которые могут дать инвесторам космическую прибыль
Технологические компании стали главными бенефициарами пандемии. Их стоимость растет, их инвесторы зарабатывают серьезные деньги. Последний успешный пример — запуск космического корабля Crew Dragon компанией Space X, который сразу же привел к повышенному спросу на бумаги компании у инвесторов и росту их стоимости. Forbes попросил венчурных инвесторов назвать перспективные стартапы, которые еще не так известны, но которые могут серьезно вырасти и принести своим инвесторам прибыль. Эти инвестиции требуют серьезных сумм — от $1 млн, а кроме того, они очень рискованны — инвестор может как утроить свое состояние, так и все потерять, поэтому в венчурные проекты принято инвестировать очень небольшую часть портфеля.
Компания: Snowflake
Кто выбрал: управляющий партнер Fort Ross Ventures Виктор Орловский
Американский стартап по разработке облачного хранилища данных. Последний раунд инвестиций Snowflake привлек по оценке около $10 млрд. Основной инвестор в SnowFlake — фонд Sequoia, самый успешный венчурный фонд в мире. Компания является лучшим работодателем в Кремниевой долине по версии LinkedIn и успешно конкурирует с такими гигантами, как Microsoft и Oracle, говорит Орловский.
Пандемия коронавируса подтолкнула крупнейшие компании к использованию облачных сервисов, поэтому, по оценке Орловского, капитализация компании может вырасти до $12-18 млрд. Потребности бизнеса в мгновенной обработке растущего объема данных поддержат Snowflake, говорит управляющий партнер FortRoss Ventures Орловский. «У компании хорошие перспективы для роста бизнеса, так как потенциал облачного бизнеса в целом очень высок. Кроме того, этой сфере есть серьёзное конкурентное преимущество — высокий барьер для входа новых игроков», — объясняет он.
Компания: Starlink
Кто выбрал: заместитель директора инвестиционного департамента UFG Wealth Management Евгений Пундровский
Starlink — глобальная спутниковая сеть, которую разворачивает компания Илона Маска Space X. В планах Space X сделать spin-off, то есть выделить Starlink в отдельную компанию, и через несколько лет вывести ее на IPO. По задумке эксцентричного миллиардера система низкоорбитальных спутников, опоясывающих всю планету, обеспечит выход в интернет в любой точке земного шара. Это позволит Starlink стать единственным провайдером интернета в труднодоступных локациях наподобие Аляски и Антарктиды, указывает Пундровский.
Пока не ясно, сможет ли Илон Маск сделать этот бизнес коммерчески выгодным, но во внутренних документах Space X заложена годовая выручка в $30 млрд к 2025 году от Starlink против $5 млрд выручки от традиционного бизнеса по запуску ракет. «Очевидно, что при таком росте и размахе это будет очень востребованная среди инвесторов компания», — указывает Пундровский.
Если все пойдет по плану, то у Starlink будут гигантские конкурентные преимущества на рынке. Компания планирует сделать интернет дешевле и быстрее за счет широкой сети из 42 000 спутников. Их разместят на низкой орбите — примерно в 500 км. «Space X начал работу над системой Starlink в 2015 году и на данный момент запустила уже 540 спутников. Ближайшими конкурентами являются компании OneWeb c 700 планируемыми спутниками, Samsung с 4600 спутниками и Amazon с 3236. При этом никто из них еще не дошел до реальных запусков, а у Starlink есть прямой выход к инфраструктуре запусков Space X», — объясняет Пундровский.
Компания: Udemy
Кто выбрал: основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьёв
Образовательная платформа, основанная в 2010 году, предоставляет 150 000 курсов на 65 языках, ее услугами воспользовались уже более 50 млн человек. В феврале 2020 года компания привлекла инвестиции в $50 млн от Benesse Holdings — публичного конгломерата из Токио. В результате общий объем инвестиций в Udemy превысил $200 млн, а оценка компании взлетела с $710 млн до $2 млрд. Соловьев считает, что компания будет стоить $3 млрд.
В отличие от Coursera и других компаний, которые стремятся заменить высшее образование, Udemy фокусируется на коротких курсах и личных интересах студента, указывает Соловьев. Президент Udemy Даррен Шимкус говорил, что модель бизнеса Udemy — это модель «в стиле Netflix», где у пользователей есть панель с перечнем курсов на выбор. Кроме того, компания расширяется на сегмент корпоративных услуг и работает с такими компаниями, как Adidas, General Mills, Toyota, Wipro, Pinterest и Lyft. Еще Udemy позволяет получить сертификат о прохождении курсов при крупных корпорациях, например, Cisco, Microsoft и PMI.
Подробнее о компании читайте в материале «Сервис, который позволяет пользователям зарабатывать до $1 млн: история Udemy».
Компания: ThoughtSpot
Кто выбрал: основатель базы сделок по венчурному рынку Baza VC Алексей Мосолов
Компания занимается бизнес-аналитикой — помогает корпорациям получать информацию из данных бизнеса с помощью технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и обработки естественного языка. «С точки зрения пользовательского опыта это сравнимо с Google-поиском внутри организации», — поясняет Мосолов. ThoughtSpot основана в 2012 году, компанию возглавляют бывшие сотрудники Google, Microsoft, Amazon и Oracle. Среди клиентов — Walmart, BT, Hulu, Daimler, 7-Eleven, PetCo и Rolls Royce. ThoughtSpot в августе 2019 привлекла в раунде $248 млн от азиатского фонда Silver Lake по оценке $1,95 млрд. Мосолов считает, что она подорожает до $4 млрд.
В компании о скором выходе на IPO не говорят, но об этом дружно пишут аналитики и СМИ. В 2019 году выручка компании выросла на 108%, до $100 млн. В январе 2020 года фирма наняла нового финансового директора — Мохита Дасвани, который работал в публичных компаниях PayPal и Square, а в феврале — нового вице-президента Кена Рудина, бывшего международного руководителя по росту пользователей и аналитике в Google.
Компания: Procore
Кто выбрал: главный аналитик United Traders Георгий Юрьев
Procore Technologies занимается разработкой программного обеспечения для управления строительными проектами. Платформа охватывает весь жизненный цикл строительства и предоставляет открытые API и маркетплейс, которые позволяют клиентам интегрировать продукт с внутренними системами компании, рассказывает Юрьев. У платформы более 8500 клиентов-компаний из строительной отрасли с проектами в 125 странах мира. Компания подала заявку на IPO в феврале 2020 года, но из-за эпидемии отложила размещение. Последний раунд инвестиций она привлекла в апреле 2020 года по оценке $5 млрд.
По оценке United Traders, стоимость компании на IPO может составить $6,5 млрд. По мнению Юрьева, у Procore большие перспективы в отрасли. Дело в том, что в строительстве не хватает комплексного программного обеспечения, а Procore — ведущий игрок на этом рынке с облачными технологиями. Сегодня компания занимает всего 2% от общего потенциального рынка и растет в среднем на 50-60% в год. «Около 10% ее выручки приходится на международных клиентов, что открывает огромные возможности для роста бизнеса. На строительство приходится около 13% мирового ВВП. Рынок огромен», — поясняет Юрьев.