Вынесли 315 млрд рублей и взяли кредитов на 1,3 трлн рублей: как в России отреагировали на девальвацию и пандемию
Банк России подвел итоги работы банковского сектора в марте. Он был последним месяцем перед началом режима жесткой самоизоляции в большинстве российских регионов и череды «нерабочих» недель по всей России. Тогда же российская валюта обесценилась по отношению к доллару почти на 18%, а на рынке наблюдалась серьезная волатильность.
Как население, бизнес и банки реагировали на эти события?
Что происходило с бизнесом?
Бизнес рекордно увеличил объем кредитов, в том числе, чтобы компенсировать выпадающие доходы. Корпоративный портфель банков увеличился на 1 трлн рублей, или на 2,6%, по сравнению с февралем, пишет ЦБ. Для сравнения, за весь прошлый год корпоративные кредиты выросли на 5,8%.
В основном бизнес брал кредиты в банках, которые не входят в список системно значимых. У них прирост оказался ниже рынка — +2,1%, у других банков из 100 крупнейших он вырос на 5,5%.
Регулятор называет три причины всплеска кредитной активности компаний:
Больше всего кредитов банки выдали в последнюю неделю марта, что, как полагает регулятор, может быть связано с необходимостью кредитуемых компаний компенсировать их выпадающие денежные потоки, особенно во время объявленной нерабочей недели (позднее она превратилась в нерабочий месяц), для оплаты текущих расходов, в том числе зарплаты, аренды и налогов. (Владимир Путин объявил о нерабочей неделе в обращении к нации 25 марта, как раз на последней неделе марта).
Еще одна причина — снижение активности на рынке облигационных займов. В прошлом месяце объем корпоративных облигаций в обращении вырос всего на 60 млрд рублей против роста на 230 млрд рублей в феврале.
Бизнес ожидал, что ставки по кредитам будут расти, а банки будут ужесточать условия выдачи.
Доля просроченной задолженности за март практически не изменилась, составив 6,8% и 4,5% по корпоративному и розничному портфелям соответственно. С учетом сложной экономической ситуации Банк России ожидает роста просрочки и проблемных кредитов в среднесрочной перспективе. Однако этот рост будет, скорее всего, сглажен, так как значительный объем кредитов пострадавших заемщиков будет реструктурирован в рамках собственных программ банков или кредитных каникул, говорится в обзоре.
Что делало население?
- Физлица забрали из банков 315 млрд рублей вкладов (минус 1%), в основном в иностранной валюте, тогда как рублевые вклады были стабильны. В основном это происходило в третью неделю марта. ЦБ объясняет это так: люди активно совершали покупки на случай необходимости самоизоляции, а крупные вкладчики в ожидании роста цен делали крупные отложенные покупки, к примеру, приобретали автомобили и бытовую технику.
Ближе к концу месяца ситуация нормализовалась, что связано с введением режима самоизоляции и временем выплаты зарплаты. Регулятор не исключает, что в дальнейшем может возникнуть дополнительное снижение вкладов физлиц, так как часть вкладчиков вынуждена тратить накопления, находясь дома, без возможности получать доход.
Физлица тоже активно брали кредиты. Всплеск кредитной активности физлиц банки увидели в последнюю неделю марта, что может быть связано со всплеском потребительского спроса, пишет ЦБ. В начале апреля спрос существенно сократился.
В марте банки выдали населению 290 млрд рублей кредитов (плюс 1,6% в марте против роста на 1,2% в феврале). В основном прирост пришелся на необеспеченные потребительские кредиты.
Что происходило с банками?
Спрос населения на наличные рос, а рост кредитного портфеля перекрыл приток средств клиентов и государства (в марте у банков взяли кредиты на 1,3 трлн рублей, а приток в банки был 637 млрд рублей). В итоге они начали занимать деньги у ЦБ.
В конце марта они привлекли около 870 млрд рублей в рамках стандартных инструментов репо под залог ценных бумаг (в основном аукционы репо «тонкой настройки»), но до 9 апреля полностью вернули эти средства, говорится в обзоре.
Расходы физлиц обычно не приводят к снижению ликвидности банков, так как потраченные деньги зачисляются на счета компаний и остаются в банковской системе.
Корпоративные счета и депозиты выросли за март на 625 млрд рублей (2,1%), несмотря на выплату корпоративных налогов, полностью компенсировав снижение по вкладам физлиц.
Чистая прибыль банков в марте составила около 190 млрд рублей, что на 34% выше среднемесячной чистой прибыли за 2019 год. Прибыль показали 254 банка, на которые пришлось 79% всех активов сектора. Но основная доля прибыли сконцентрирована всего в трех крупных банках (ЦБ не называет их), тогда как остальные заработали лишь 27 млрд рублей. Высокий результат у отдельных банков связан в том числе с валютной переоценкой из-за снижения курса рубля.