К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рынку страхования в России предсказали обвал почти на треть из-за кризиса

Александр Рюмин / ТАСС
Александр Рюмин / ТАСС
Вместо роста рынка страхования на 6-8% аналитики рейтингового агентства «Эксперт РА» ждут падения рынка по итогам года в лучшем случае на 17%, а в худшем — почти на треть. Компании в марте уже фиксируют снижение спроса со стороны клиентов

Рынок страхования по итогам 2020 года в лучшем случае упадет на 17%, а в худшем, если кризис затянется, рухнет на 27%. Такой прогноз дают аналитики агентства «Эксперт РА» в обзоре «Итоги 2019 года на страховом рынке и прогноз на 2020-й: падение при всех сценариях», с которым ознакомился Forbes.

В 2019 году весь страховой рынок вырос на символические 0,1%, до 1,48 трлн рублей, из-за сильного — на 9,5% — падения в сегменте страхования жизни.

Ранее специалисты агентства прогнозировали, что рынок non-life-страхования, куда входят все виды, не связанные со страхованием жизни, в 2020 году ждет оживление и рост на 6–8%, до 1,150 трлн рублей. В сегменте страхования жизни «Эксперт РА» прогнозировало стагнацию и размер премий в 409 млрд рублей.

 

Сейчас аналитики пересматривают прогнозы — из-за пандемии и замедления экономики.

«Продолжающаяся пандемия нового коронавируса и его беспрецедентное давление на экономику вносят жесткие коррективы, в том числе в динамику страхового рынка. По нашим ожиданиям, сильнейшему негативному влиянию будут подвержены все сегменты добровольного страхования, обязательные виды, вероятно, пострадают в меньшей степени», — пишут авторы обзора.

 

Негативно на секторе скажутся снижение объемов кредитования и платежеспособного спроса со стороны населения, экономия граждан и бизнеса на текущих расходах, а также режим самоизоляции, который не позволяет гражданам ходить в банки. Именно этот канал продаж был одним из главных для страховых компаний.

«Эксперт РА» рассчитал два сценария развития событий для рынка страхования.

Позитивный сценарий: 

  • Если кризис завершится быстро, а экономическая активность восстановится в начале второго полугодия, то страховой рынок по итогам года упадет примерно на 17%. Суммарный объем премий составит не более 1,23 трлн рублей. Премии по non-life-страхованию снизятся на 16 %, до 900 млрд рублей. 
  • Премии в страховании от несчастных случаев и болезней упадут на 25%, в сегменте ДМС — на 20%, в страховании имущества физических лиц (за исключением транспорта) — на 20%. Страхование имущества юридических лиц упадет на 10%, а премии в сегменте страхования жизни — на 20%. 
  • Сегмент автокаско снизится на 15%, по ОСАГО объем премий стабилизируется на уровне 2019 года.

Негативный сценарий:

  • Если оживление экономики отложится до конца года, то рынок рухнет на 27%, до уровня пятилетней давности. Общий объем страховых премий составит примерно 1,08 трлн рублей, объем премий в non-life-сегменте упадет на 20%, до 836 млрд рублей. «Если пандемия окажется затяжной, то эффект от нее для страхового рынка, как и для всей экономики, будет более глубоким, а старт восстановления будет отложен на четвертый квартал текущего года или начало 2021-го. В таких условиях падение страховых премий будет более резким», — объясняют авторы обзора.
  • Взносы по страхованию жизни в этом случае упадут на 40%, по страхованию от несчастных случаев и болезней — на 35%, по ДМС и страхованию имущества физических лиц — на 30%, страхование имущества юридических лиц снизится на 15%.
  • Страхование автокаско потеряет 25% премий. По ОСАГО существенного снижения премий не будет, так как это обязательное страхование. 

Что говорят участники рынка

Страховые компании уже почувствовали снижение спроса со стороны клиентов. В последнюю неделю марта — начале апреля, после первого объявления президента Владимира Путина о нерабочей неделе, число запросов на оформление корпоративных страховок сократилось, рассказывает заместитель генерального директора, директор по корпоративному бизнесу страховой компании «Согласие» Дмитрий Талаев.

 

«Мы связываем это со снижением деловой активности в целом. Обязательные и вмененные виды страхования показывают более высокую устойчивость в нынешних условиях — на них ситуация практически не отразилась. В добровольных видах страхования падение было чуть больше, но, на наш взгляд, ситуация несколько улучшится по мере адаптации клиентов к изменившейся ситуации, к работе в дистанционном режиме», — говорит Талаев.

По словам директора департамента корпоративного бизнеса «Ингосстраха» Дмитрия Мелехина, в последние две недели упало число запросов по страхованию малого и среднего бизнеса в части рисков имущества и ответственности, а также сократился по определенным сегментам объем страхуемых операций в грузовом и транспортном страховании.

За последний месяц число запросов бизнеса на покупку страховок снизилось и в Совкомбанк Страховании, говорит заместитель гендиректора компании Александр Остроумов. По его словам, наибольшее снижение наблюдается в страховании выезжающих за рубеж, что связано с закрытием границ.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+