Сразу несколько банков из 50 крупнейших по размеру активов в конце марта и начале апреля повысили ставки по накопительным счетам в рублях, свидетельствуют данные мониторинга Frank RG на 3 апреля.
Так, 27 марта максимальную ставку по сберегательным счетам с 6% до 7% повысил банк «Восточный». C 1 апреля Московский кредитный банк повысил ставку по своим счетам с 5,5% до 6%, на следующий день банк Дом.РФ поднял ставку с 5% до 5,25% годовых.
Также с 1 апреля ставки в рублях по накопительным счетам увеличил и банк «Открытие», рассказал Forbes начальник управления сберегательного и инвестиционного бизнеса банка «Открытие» Александр Бородкин. По накопительному счету «Моя копилка» ставка выросла с 5% до 5,5% годовых. С 6 апреля ставки по накопительным рублевым счетам повысил и банк «Уралсиб». Банк увеличил ставки на 1 процентный пункт до диапазона в 3%-6,3% годовых в зависимости от типа счета и остатка, говорится в сообщении банка.
Из 10 крупнейших банков по объему депозитов для населения пока только один — Промсвязьбанк — повысил максимальную ставку по накопительным счетам, причем банк сделал это еще в начале марта. В марте ПСБ запустил накопительный счет «Про запас», по которому первые 2 месяца действует повышенная ставка 6,5%, сообщила Forbes директор департамента расчетных и сберегательных продуктов ПСБ Наталья Волошина.
Несколько банков в марте, напротив, снижали ставки по накопительным счетам. Среди них Московский индустриальный банк — с 5,85% до 5,58%, ОТП банк — с 5,5% до 5%, Райффайзенбанк — с 6% до 5,20%, и Росбанк — с 5,29% до 5%.
Максимальная ставка по накопительным счетам в Райффайзенбанке в начале марта снизилась из-за того, что банк прекратил прием средств на накопительный счет «Просто и выгодно», клиенты которого в рамках акции могли разместить средства под 6% годовых, объяснил руководитель управления некредитных продуктов Райффайзенбанка Максим Степочкин. Остальные банки, снизившие ставки по счетам, не ответили на запрос Forbes.
Вслед за депозитами
Банки начали повышать ставки по счетам после череды повышений ставок по депозитам. Как ранее писал Forbes, банки пересматривали ставки еще в середине марта. Тогда максимальные ставки по депозитам подняли Транскапиталбанк и Инвестторгбанк (входит в банковскую группу ТКБ) — с 6,3 до 6,5%, банк «Восточный» — с 6,2 до 6,5%, Московский кредитный банк — с 5,8% до 7,3%.
Всего же за последнюю неделю марта ставки по вкладам в рублях повысила треть организаций из 30 крупнейших, доходность некоторых вкладов превысила 6%, писали «Ведомости».
В данных ЦБ, который отслеживает уровень ставок по 10 крупнейшим банкам, рост ставок пока не отразился. В двух первых декадах марта, по данным мониторинга Банка России, максимальная ставка по вкладам в рублях в десяти банках, привлекающих наибольший объем средств на депозиты от граждан, составила 5,15%. В конце февраля ставка составляла 5,218%.
Почему банки повышают ставки
3 апреля ЦБ в обзоре «Финансовый пульс» сообщил, что с 15 по 25 марта вклады населения в банках снизились на 2%, но к концу месяца ситуация стабилизировалась.
Повышая ставки по накопительным счетам, банки пытаются удержать клиентов, которые выходят из депозитов из-за сложной ситуации в экономике, предполагает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Мария Зинина. Накопительный счет в данном случае — это более удобный инструмент для клиента, который хочет, чтобы деньги были у него на всякий случай под рукой, рассуждает она.
Увеличивая ставки, банки могут преследовать две цели: удержать клиентские средства в условиях нестабильной экономической ситуации или привлечь новых клиентов, объясняет Максим Степочкин из Райффайзенбанка.
Повышая ставки по накопительным счетам, банки могут сейчас решать свои проблемы с ликвидностью, считает руководитель центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова. В 2019 году доля депозитов до востребования, то есть средств на текущих счетах, уже выросла до рекордного за десять лет значения — до 26% от всего объема привлеченных розничных ресурсов, подсчитали в Альфа-банке. То есть для многих банков срочные счета стали более важным источником фондирования, объясняет Орлова. «Поэтому, как мне кажется, повышение ставок — это сигнал того, что банки стали более зависимы от этих коротких ресурсов», — предполагает экономист.
Банки, по ее словам, сейчас могут пойти за ликвидностью в ЦБ, но через какое-то время регулятор перестанет так активно поддерживать систему. «А худший сценарий для банка — это оказаться в большей зависимости от средств ЦБ и с меньшей клиентской базой. Поэтому банки пользуются вторым способом — пытаются стабилизировать свою клиентскую базу, конкурируя в том числе за короткие деньги», — сказала Орлова.