Невидимая рука рынка: как анонимы в Telegram научились двигать котировки и почему это опасно
Вечером в пятницу 25 октября 2019 года телеграм-канал MarketTwits, на который подписано 44 000 человек, опубликовал «молнию» с новостью о том, что нефтяная компания «Сургутнефтегаз» хочет купить пакет акций «Лукойла». Пост появился в 18:53 по Москве, в нем стояла ссылка на источники информационного агентства «Интерфакс».
Позже выяснилось, что агентство таких новостей не публиковало. На самом деле, почти двумя часами ранее новость появилась на сайте издания «Нефтегазовая вертикаль». Вечером того же дня опровергать слухи о покупке был вынужден лично глава «Лукойла» Вагит Алекперов.
В течение трех дней перед этим акции «Сургутнефтегаза» без видимых причин выросли на 26%. Как рассказывали тогда Forbes участники рынка, рост вызвали именно неподтвержденные слухи о сделке. «Появление этого фейкового сообщения показывает риски, с которыми сталкиваются участники рынка при использовании сомнительных способов получения информации «Интерфакса», таких как анонимные телеграм-каналы», – комментировал ситуацию исполнительный директор информационного агентства Владимир Герасимов.
Подобные «новости» могут двигать рынок, признает админ канала MarketTwits (он не назвал Forbes свое имя, но указал, что работает на фондовом рынке с 2002 года). В случае с «Сургутнефтегазом» и «Лукойлом» пост был опубликован в канале уже после закрытия торгов на Мосбирже и повлиять на ход торгов уже не мог, указывает он. На вопрос о том, как в канале появилась новость со ссылкой на «Интерфакс», он не ответил.
Другой пример. 20 января в телеграм-канале «РынкиДеньгиВласть» (РДВ) с 78 000 подписчиков появился пост о том, что компания «Центр Международной Торговли» (ЦМТ) — это хорошая идея для инвестиций, так как компания стоит в 22 раза меньше, чем недвижимость, которой она владеет.
Автор AIvanov на сайте smart-lab (один из старейших форумов для общения трейдеров и аналитиков) в ответ на этот пост задавался вопросом «закончат ли рдв-шники в колонии или они уже на островах» после этой рекомендации и приложил скрин-шот, на котором было видно, что после появления рекомендации канала акции компании резко пошли вверх. В этот же день акции компании выросли в цене на 37%, с 8,52 рублей до 11,68 рублей, а на следующий день на пике достигли 14,8 рублей.
«РДВ раскачивал многие бумаги, в том числе акции «Распадской», в феврале прошлого года», — говорит собеседник Forbes на финансовом рынке, знакомый с людьми, близкими к каналу. Акции компании начали расти 11 февраля и за два дня торгов их стоимость побила восьмилетний рекорд. Этому предшествовали положительные для компании корпоративные новости. Инвестидея «Лонг Распадской» появилась в канале РДВ 11 февраля, не исключено, что канал «подогрел» интерес к акциям, говорит собеседник Forbes.
Эти истории ярко иллюстрируют то, что информация в телеграм-каналах все больше влияет на решения непрофессиональных инвесторов. Насколько серьезно публикуемые в Telegram новости, слухи и инвестиционные рекомендации влияют на инвесторов и рынки, оценить сложно, но влияние точно есть, говорит инвестиционный менеджер «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. Telegram даже начал составлять заметную конкуренцию платным сервисам предоставления данных и аналитики, говорит руководитель отдела продаж и консультирования ГК «Финам» Владимир Цыбенко. «Телеграм-каналы более удобны в использовании, доступ к ним бесплатный, а оперативность высокая», — объясняет он.
Клиенты все чаще интересуются тем, что видят в телеграм-каналах у своих брокеров и менеджеров. И эта информация даже влияет на их решения. «Мой клиент в прошлом году отказался покупать акции «М.Видео» в портфель из-за того, что прочитал в телеграме, что у компании нет перспектив роста и виной тому ограничение доли рынка из-за закона о торговле», — приводит пример Нигматуллин.
Какие каналы влияют
По словам админа MarketTwits, каналы, которые публикуют новости, пока мало могут влиять на рынок, так как новости в них появляются лишь вслед за крупными агентствами. «Первыми информацию на рынке всегда получают инвестдома и фонды — из платных подписок ведущих информационных агентств. Они — самые «большие деньги» на рынке и в первую очередь влияют на него. Так что влияние телеграм-каналов здесь весьма ограничено», — считает он.
Самыми опасными для инвестора и рынков становятся каналы, которые рассказывают про конкретный инвестиционный инструмент, особенно, если речь идет о неликвидных акциях, говорит представитель Тинькофф-Банка. «Если у такого канала много подписчиков, то гипотетически это может повлиять на котировки», — считает он.
По данным сервиса Telegram Analytics, самые крупные по числу подписчиков финансово-экономические телеграм-каналы — «Экономика» (108,4 тысячи подписчиков), «Банкста» (106,4 тыс), «Налоги, законы и бизнес» (92,4 тыс), «Лимон на чай» (90,5 тыс) и «Богатый трейдер» (81,6 тыс). Из них только два — не анонимные («Налоги, законы и бизнес» и «Лимон на чай»).
Заметно влияет на рынок анонимный канал «РынкиДеньгиВласть» (РДВ), говорит Forbes основатель портала для трейдеров и инвесторов smart-lab Тимофей Мартынов. Так как у канала большая аудитория, его рекомендации по неликвидным бумагам могут двигать котировки, указывает он.
РДВ — это седьмой по числу подписчиков (около 80 000) телеграм-канал финансово-экономической тематики. В «шапке» канала предлагается подписаться на премиум-бот, который присылает своим читателям инвестиционные идеи. Подписка на месяц стоит 35 000 рублей. Часть из этих идей с временным лагом появляется затем в канале.
РДВ — анонимный канал, но три источника Forbes указывают на то, что с ним может быть связан управляющий партнер компании PFL Advisors Федор Наумов. Сам Наумов отрицает, что владеет этим каналом. На вопрос, управляет ли он им, Наумов не ответил. В PFL Advisors от комментариев отказались, но на сайте компании сказано, что РДВ — это партнерский канал компании, для которого она предоставляет аналитику. Также на сайте компании говорится, что «команда PFL — это эксцентричные лидеры, способные изменить мир».
Каналы — бондовики
РДВ — не единственный влиятельный канал. «Двигать» рынок могут и рекомендации по облигациям, рассказывает один из авторов телеграм-канала PRObonds, управляющий директор ИК «Иволга капитал» Дмитрий Александров. По его словам, сейчас розничные инвесторы больше всего интересуются сегментом high yield — мусорными облигациями. «Он наиболее интересен физическим лицам, у которых меньше компетенций в оценке рынка и которые при этом ищут более доходные сегменты. В этом сегменте они могут получить 12-14% годовых в зависимости от кредитного качества эмитента», — рассказывает он.
В Telegram есть несколько крупных площадок, которые пишут о таких облигациях. В их числе Angry Bonds, где инвесторы общаются и обсуждают инвестидеи, а также канал PRObonds (у сайта Probonds.ru, с которым аффилирован канал, есть лицензия СМИ).
Александров рассказывает о примере влияния Telegram на долговой рынок. Первый — это случай с облигациями компании Softline — крупного агрегатора программного обеспечения от Microsoft. «Летом 2019 года цена облигаций падала, мы попытались разобраться в ситуации, позвонили в компанию, но они не стали с нами общаться. Мы сделали об этом пост и написали, что не можем рекомендовать покупать эту бумагу. После чего котировки просели на несколько процентов еще ниже. Впоследствии они выправились, но тем не менее пост повлиял на бумаги», — уверен Александров.
Вторая история касается компании «ДэниКолл» — виртуального оператора из Краснодара. «Компания размещала облигации, и в определенный момент в профильных чатах в Telegram появились сообщения, которые ее дискредитировали. Это привело к тому, что котировки компании упали до 60% от номинала. Это огромное падение. И я считаю, что оно во многом было обусловлено информацией в Telegram», — говорит Александров.
Акции и манипуляции
Стоит ли расценивать действия каналов как манипулирование — вопрос открытый. К примеру, пользователи smart-lab не раз критиковали канал РДВ и писали о том, что он манипулирует рынком.
На мысли о манипулировании наводит, в частности работа бота РДВ, который дает неравный доступ к рыночным рекомендациям. Сначала инвестидеи получают платные подписчики, затем через какое-то время инвестидея появляется в общем канале. Если речь идет о низколиквидной бумаге и ее покупают подписчики канала, то ее стоимость растет и подписчики бота зарабатывают на этом росте. То есть они могут заработать на искусственном разгоне котировок.
Такая практика похожа на фронтранинг - вид инсайдерской торговли, когда акции покупают перед большой заявкой. Однако если админы канала просто позволяют заработать своим подписчикам, раскачивая рынок, это вряд ли можно считать фронтранингом, говорит Тимофей Мартынов. Хотя и признает, что к этой схеме есть этические вопросы. По словам собеседника Forbes в ЦБ, такая схема в любом случае противоречит правилу равного доступа инвесторов к информации и является неправомерной.
Представитель телеграм-канала РДВ, с которым связался Forbes, отрицает связь бота и канала. По его словам, бот — это информационный партнер канала РДВ, но признает, что канал публикует рекомендации бота по «их просьбе» с задержкой. Какие-либо подозрения во влиянии на рынки и фронтраннинг он в переписке с Forbes отрицает, указывая, что над каналом работают профессиональные аналитики, и только поэтому их идеи так хорошо работают.
Схема с ботом похожа на то, из-за чего регулятор в 2018 году обвинил известного трейдера Элвиса Марламова в инсайдерской торговле, говорит источник Forbes в ЦБ. Марламов был автором стратегии автоследования на сайте «Финама». Эта стратегия позволяла другим участникам подписываться на нее и копировать сделки Марламова. ЦБ обвинил трейдера в том, что он покупал акции какой-нибудь неликвидной компании с личного счета, затем делал это же со счета, привязанного к автоследованию, за ним бумаги покупали подписчики, что вызывало сильный рост стоимости акций. После этого на пиках стоимости Марламов продавал свои бумаги, купленные на личный счет, зарабатывая таким образом на искусственном разгоне стоимости акций. Всего, по оценке регулятора, прибыль от подобной инсайдерской торговли превысила 8 млн рублей. Марламов все обвинения ЦБ отрицает.
Риски для инвесторов
Двадцать лет назад в прокат вышел фильм «Бойлерная», главные герои которого — группа предприимчивых людей, раскачивающих рынок акций телефонными звонками. «Это фильм 2000 года, когда на американском рынке был бум, и когда, образно говоря, все кухарки, сапожники и фермеры пришли на американский рынок акций. То же самое происходит сейчас и у нас. Отсюда и истории с манипуляциями», — считает Тимофей Мартынов.
В 2019 году на российский фондовый рынок пришло почти 2 млн новых розничных инвесторов. «Эти новые инвесторы разочарованы низкой доходностью консервативных инвестиций в недвижимость или во вклады и ищут новые возможности для вложений, поэтому они приходят на рынок», — объясняет Тимур Нигматуллин. По его словам, влияние телеграм-каналов на них становится проблемой.
«Анонимные авторы телеграм-каналов в ряде случаев публикуют сознательно искаженную либо попросту ошибочную информацию. Розничные инвесторы к ней не готовы», — говорит Нигматуллин. Правда, признает он, даже опытные инвесторы порой не могут распознать профанацию или манипулирование.
По словам Владимира Цыбенко из «Финама», боты, дающие рекомендации, также опасны, так как непонятно, на основании каких алгоритмов они дают советы. «Алгоритмы не раскрываются. То есть инвестор должен поверить боту, что называется, на слово. Кроме того, как правило, такой «совет» бота дается в отрыве от текущего портфеля клиента, сроков инвестирования, общего финансового состояния, обязательств и многих других факторов, которые необходимо учитывать», — указывает он.
«Телеграм-боты, дающие советы — скорее всего, поголовно мошенники или не имеющие под собой основания в виде фундаментального анализа сомнительные сервисы. Впрочем, таковых хватает и за пределами мессенджера», — категоричен Нигматуллин.
Под контролем ЦБ
ЦБ обеспокоен влиянием телеграм-каналов на рынки, но пока никаких регуляторных мер не разрабатывает, рассказал источник Forbes в ЦБ. Регулятор понимают, что технологии стали использоваться для распространения недостоверной информации, и оценивать интернет как однозначно достоверный источник информации нельзя, говорит Forbes директор департамента Банка России по противодействию недобросовестным практикам Валерий Лях. «Технологии и информация взаимосвязаны. Однако у всего есть оборотная сторона. Как сказал генсек ООН Антониу Гутерреш, одним из «всадников Апокалипсиса» является «темная сторона цифрового мира»», — рассуждает Лях.
По его словам, на доверие к рынку влияют, прежде всего, потребители, которые обращают внимание на ту или иную информацию. «Нет смысла бороться с отдельными каналами распространения fake news. Это борьба с ветряными мельницами. Сегодня это может быть одна социальная сеть, завтра – другая. Поэтому я вижу задачу регулятора не в том, чтобы вычищать какие-то отдельные каналы распространения информации, а в том, чтобы дать потребителям финансовых услуг критерии, основываясь на которых они могут понимать, чему можно доверять, а чему – нет. Это касается, в первую очередь, неквалифицированных инвесторов, потому что профессионалы к информации в социальных сетях относятся скептически», — объяснят Лях.
Инструментом влияния на телеграм-каналы со стороны ЦБ может быть, например, профессиональный кодекс этики финансовых аналитиков. Если аналитик, который ведет канал, к нему публично присоединяется, это будет знаком для журналистов или непрофессиональных инвесторов, что ему можно доверять. «Предполагается, что за каждым случаем неэтичного поведения того или иного аналитика будет включаться механизм разрушения его деловой репутации, понятный и разделяемый, прежде всего, профессиональной средой. Мы понимаем, что это инструмент долгосрочный, его воздействие можно ощутить в перспективе пяти лет и более. Но он будет работать на построение культуры доверительной среды, и это эффективнее, чем прямое воздействие на любой источник распространения информации», — объясняет Валерий Лях.
Также он добавляет, что ЦБ постоянно изучает причины ценообразования активов вне зависимости от информационного фона, и если видит аномалии, то инициирует расследование по действующим критериям, относящимся к манипулированию рынком.
По словам управляющего директора «Ренессанс Капитала» Максима Орловского, у ЦБ пока в принципе нет инструментария, чтобы бороться с влиянием телеграм-каналов. «Каналы не владеют акциями и доказать, что они зарабатывает на манипулировании, сложно. Особенно если речь идет об анонимных каналах», — объясняет он.
В итоге единственный способ обезопасить себя — не обращаться к анонимным каналам и следить только за публикациями тех аналитиков, у которых есть хорошая репутация и верифицируемый опыт работы, говорит Нигматуллин. Он указывает, что в конечном итоге телеграм-каналы – удобный и бесплатный источник разнообразной информации. «Но желательно даже самые мелкие подозрения проверять, обращаясь к профессионалам», — советует он.