«Беспрецедентная распродажа»: вернувшиеся с новогодних каникул китайские инвесторы обвалили фондовый рынок
Индекс CSI 300, включающий 300 акций, торгующихся на биржах Шанхая и Шеньженя, обвалился на 9,1%, цена более 2800 акций упала больше чем на 10%, юань ослаб на 1%, сообщает Bloomberg. Сильнее всех падают акции телекоммуникационных, технологических и добывающих компаний.
Рухнули и три крупнейшие товарные биржи Китая.
«Люди никогда не сталкивались с такой ситуацией»
Bloomberg называет происходящее на них «беспрецедентным приступом распродажи». Фьючерсы на нефть упали на 7%, железную руду — 6,5%, черные металлы — на 6%. Медь, нефть и пальмовое масло упали до разрешенного на китайском рынке дневного лимита. Акции крупнейшей энергетической компании Китая PetroChina&Co потеряли почти 10%, примерно то же самое произошло с крупнейшим производителем меди Jiangxi Copper&Co.
«Большинство людей на рынке никогда не сталкивались с такой ситуацией, вы не можете обвинять их в том, что им нужны деньги в момент, когда они чувствуют угрозу своему здоровью», — сказал Bloomberg управляющий директор Shanghai WuSheng Investment Management Partnership Фанг Рю.
Китайские власти, стремясь ослабить панику на рынках, предоставили больше триллиона юаней ликвидности — 900 млрд юаней ($129 млрд) через семидневное РЕПО и 300 млрд юаней через 14-дневные контракты по ставке 2,55%. Народный банк Китая снизил ставку на 10 базисных пунктов. Чиновники убеждают инвесторов объективно оценивать влияние коронавируса.
Издание Marketwatch отмечает, что все не так плохо, как могло бы быть, — были спекуляции, что китайский рынок может упасть более чем на 10% после открытия. Гонконгский индекс HSI растет на 0,9%, демонстрируя одобрение инвесторами принятых Народным банком Китая мер.
Главный стратег по рынкам AxiCorp Стивен Айнс в своей записке инвесторам, которую цитирует MarketWatch, написал, что открытие в Китае вообще было спокойным, так как вливание ликвидности успокоило инвесторов, опасавшихся краха на открытии рынков. «Деньги говорят громче слов, когда речь заходит об армии китайских розничных инвесторов», — пишет он.
Как отреагирует российский рынок?
Если индекс Shangai Composite, рухнув на 9%, потерял $370 млрд капитализации, то другие азиатские рынки в понедельник утром снижались, но не так драматично. Индекс Японии Nikkei NIK падает на 1,1%, южнокорейский Kospi – на 0,11%, индекс Тайваня опустился на 1,56%, а индекс Сингапура STI упал чуть больше чем на 1%. Котировки нефти в Азии опустились примерно на 1%: brent теряет 0,95%, опустившись до $56,12 за баррель, нефть WTI падает на 0,33%, до $51,39 за баррель.
По итогам закрытия торгов в пятницу цены на нефть уже снижались до годовых минимумов. Фьючерсы на нефть марки Brent с поставкой в апреле опустились на 1,24%, до $56,62. Нефть марки WTi с поставкой в марте упала на 1,11%, до $51,56.
Иначе как сигналом страха и паники это падение рынка Китая не назовёшь, говорит финансовый консультант FCP Financial Management Ltd Исаак Беккер. По его мнению, китайская волна пойдёт сегодня по остальным фондовым рынкам мира и, вероятнее всего, вызовет их существенное снижение. «Но таких величин падения на уровне 8% мы, конечно, не увидим», — уверен Беккер.
Российский, европейский и американский рынки уже отыграли часть падения из-за паники вокруг вируса, и симметричной просадки, как в Китае, уже не будет, соглашается генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом» Александр Лосев. «Китайцы были на новогодних каникулах, а остальные фондовые площадки уже отработали свою часть паники. Поэтому если наши акции и снизятся на открытии, то несильно», — считает Лосев. При этом он отмечает, что российский рынок больше зависит от рынка США и Европы и меньше реагирует на Азию.
По мнению Лосева, опасаться, что из-за вируса на рынках начнется глубокая коррекция, также не стоит. Истории с вирусами живут не более одного квартала, для начала кризиса же нужно как минимум два квартала падения.
Общий эффект от распространения вируса будет сопоставим с торговой войной, так как он вызывает те же ограничения по поставкам продуктов и услуг для Китая и взаимодействующих с ним стран, считает Лосев. «Потери от торговой войны составили, по подсчетам МВФ, около $850 млрд, или по $250 млрд в квартал для мировой экономики. Мы же имеем дело с не самым сложным вирусом, так что больше квартала эта ситуация не продлится и, скорее всего, к середине февраля начнет сходить на нет. То есть приблизительные потери будут сопоставимы с $250 млрд. Учитывая, что банк Китая уже объявил о запуске программы по финансированию на 1,2 трлн юаней, эти потери просто будут замещены эмиссионными деньгами», — говорит финансист.
По данным на понедельник, в Китае зафиксировано 17 205 случаев заболевания коронавирусом и 361 смерть от него. Более десятка китайских провинций продлили новогодние каникулы до 9 февраля, в столице каникулы закончились, но власти призывают людей работать из дома. Китайские биржи были закрыты с 23 января.
Что будет с рублем
Руководитель операций на валютном и денежном рынках Металлинвестбанка Сергей Романчук говорит, что пока спрогнозировать движение рубля сложно, многое будет зависеть от того, во что поверит рынок. «Если вдруг рубль будет крепчать, а доллар падать, значит среди инвесторов доминирует точка зрения, что вероятность мировой пандемии удалось побороть. Здесь мы находимся в состоянии высокой неопределенности», — объясняет аналитик.
По его словам, в случае падения курса рубль вряд ли будет ослабляться с той же скоростью, что и раньше. «Апокалиптических сценариев я бы не строил. Если глобальные рынки начнут заваливаться, у ЦБ есть инструменты для стабилизации ситуации», — напоминает он.
Романчук отмечает, что в нынешней ситуации рубль выглядит очень неплохо и, если бы не спрос на валюту со стороны ЦБ, даже в ситуации неблагоприятного внешнего фона рубль бы укреплялся. «Если рубль будет дальше масштабно слабеть, чуть ли не по рублю в день, ЦБ просто предпримет меры по сохранению финансовой стабильности, самая простая из которых — воздержаться от покупки валюты. Если ЦБ увидит угрозу для финансовой стабильности, он просто уберет свой спрос с рынка, и рынок стабилизируется», — уверен финансист. Однако насколько к этому моменту рубль может упасть, остается только гадать. «По ощущениям, падение в 10% — тот уровень, когда регулятор должен вмешаться», — добавляет он.
Аналитик ГК «Финам» Игорь Додонов и вовсе считает, что рубль в ближайшее время укрепится. «Наблюдавшееся на прошлой неделе ухудшение ситуации на мировых рынках в основном уже учтено в котировках российской валюты, поэтому у нее, на наш взгляд, есть неплохие шансы немного укрепиться в ближайшие дни», — говорит аналитик.