Почему инвестировать в Facebook, Apple, Netflix и Google сейчас — не лучшая идея
Быстрорастущие технологические гиганты вроде Facebook, Apple, Netflix и Google за последние годы стали главными драйверами рынка. Однако из-за того, что цены на их акции взлетели, инвесторы забывают об издержках этого бизнеса и его рисках. Такое мнение высказывает Мики Джагирдар, старший вице-президент и портфельный менеджер из отдела стратегии по международному развитию в инвестиционной фирме Ariel Investments, которая управляет активами на $13 млрд.
Подробнее:
«Инвестировать в акции Facebook, Apple, Netflix и Google сегодня ― это то же самое, что давить на газ на петляющей дороге, пытаясь любоваться при этом пейзажем в зеркале заднего вида, ― объясняет аналитик. ― Слишком много внимания уделяется прошлым успехам и былому росту бизнеса».
Тефлоновый Цукерберг: за счет чего акции Facebook отыграли потери от репутационных скандалов
- «Эти гиганты оказывают на весь рынок огромное влияние, а шумиха вокруг них заставляет инвесторов забывать о всякой осмотрительности», — отмечает он.
Несмотря на внушительный рост выручки в течение последних лет, объем свободных денежных средств и дивидендная доходность у данных компаний особо не увеличились. А так как инвесторы прежде всего озабочены показателем прибыли на акцию и отношением стоимости акции к прибыли, то они упускают из виду капитальные затраты, которые показывают, за счет чего достигается развитие компании.
Акции Facebook, Apple, Netflix и Google торгуются с большой премией на и без того перегретом рынке, а чтобы поддерживать дальнейший рост, компаниям придется увеличивать расходы, отмечает Джагирдар. Средний коэффициент цена/прибыль у большой четверки — 64:1, в то время как у индекса S&P он составляет всего 22:1.
Разворот Netflix: стриминговый сервис придумал способ нарастить аудиторию
Рост стоимости ценных бумаг Facebook, Apple, Netflix и Google обусловлен в большей мере оптимизмом инвесторов, нежели развитием основных направлений бизнеса. Это еще одна причина того, что в сравнении с бурным ростом выручки объем свободных денежных средств у технологических гигантов остается «чрезвычайно скромным». Иными словами, эти корпорации тратят все больше и больше на то, чтобы оправдывать ожидания инвесторов по части выручки.
По мнению Джагирдара, подавляющее большинство инвесторов недооценивает величину капиталовложений, необходимых компаниям для достижения столь быстрых темпов роста доходов: «В каждом случае все сводится к тому, что факт роста затмевает собой расходы».
Бизнес Facebook держится на рекламе, а как поведет себя эта отрасль в кризис, никто не знает, отмечает аналитик. С тех пор как развитие базовой платформы социальной сети достигло потолка, компания принялась искать способы увеличения аудитории пользователей и монетизации подконтрольных сервисов, таких как Instagram, Messenger и WhatsApp. Насколько Facebook преуспел в монетизации Instagram — неясно из-за нехватки информации. А что касается WhatsApp, то этот мессенджер остается «неудачной» инвестицией, потому что Марку Цукербергу еще только предстоит разобраться в том, как заставить сервис приносить деньги, отмечает Джагирдар.
«Жизнь за пределами iPhone»: Apple получила рекордную выручку при падении продаж смартфонов
Apple
В последние годы компания увеличивала доходы от своих сервисов и сейчас на них приходится почти 20% всей выручки Apple. Несмотря на это, рентабельность бизнеса за тот же период снизилась. «Сама суть сервисов изначально заключалась в том, чтобы иметь более высокую рентабельность, чем от продаж iPhone», говорит Джагирдар. Пока Apple хвастается своим потенциалом в Китае, новый iPhone стоит дешевле, чем год назад, а из-за этого оптимизм компании не столь убедителен. Джагирдар полагает, что Apple стремительно теряет лидирующие позиции в сфере сервисов, потому что предложения вроде App Store, Apple Music и Apple TV+ не являются единственными игроками рынка, а, напротив, сталкиваются со множеством конкурентов.
Неизвестный основатель Netflix: почему он покинул компанию и как создал нового «единорога»
Netflix
По мере того, как стриминговые войны становятся все масштабнее, Netflix вынужден существенно увеличивать расходы на производство оригинального контента, чтобы не отставать от конкурентов. С 2016 года выручка компании выросла на 127%, но чтобы добиться этого, Netflix пришлось за тот же период утроить затраты. По мнению аналитика, Netflix, уверенно завоевав развитые рынки, «недооценивает» гораздо более низкую готовность тратиться на сервисы подписки среди пользователей развивающихся стран: «Netflix ― самый яркий пример того, как внимание инвесторов целиком сосредоточено на том, что выручка растет пропорционально количеству пользователей. А осознание растущих расходов на то, чтобы у зрителя наступил полный Netflix & chill, уходит куда-то на второй план».
Как и у Facebook, бизнес поискового гиганта по-прежнему зависит в первую очередь от рекламы. Но рост пользовательской базы в развитых странах монетизируется уже не так, как было еще пять лет назад, считает Джагирдар. Например, YouTube, оказавшийся для Google невероятно выгодным приобретением, быстрее всего увеличивает аудиторию пользователей в Индии, однако они менее платежеспособны и не так охотно тратят на рекламу. Google оказался в таком же положении, как Netflix: нужно выбирать между ростом выручки и рентабельностью, но добиться сразу и того, и другого не получится. Поисковик вынужден прибегать к корпоративным поглощениям и повышать расходы на поддержание высоких темпов развития. Но важно понимать, что средства на привлечение трафика расходуются быстрее, чем растет выручка, и потому рентабельность основного бизнеса Google упала за шесть последних лет более чем с 30% до 22%.
Будущие «единороги»: 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes
Перевод Антона Бундина