Спор об обещании Путина: могут ли следователи и ФСБ «таскать и трясти» раскрывшийся в рамках амнистии бизнес
Тридцатого октября президиум Верховного суда запретил силовикам использовать декларации в рамках амнистии капитала как доказательства по уголовным делам или как основание для их возбуждения. До Верховного суда дело дошло после разразившегося скандала с Валерием Израйлитом, совладельцем компании «Усть-Луга». Эта компания строила терминал на побережье Финского залива в Ленинградской области. Израйлита арестовали в конце декабря 2016 года и обвинили в хищении и выводе за границу 1,5 млрд рублей, выделенных на строительство порта, валютных махинациях и легализации преступных доходов.
В 2016 году, до появления дела, Израйлит воспользовался объявленной президентом Владимиром Путиным амнистией капитала и раскрыл свои заграничные активы. Путин обещал «раскрывшимся», что правоохранительные органы не будут их «таскать и трясти» и «не спросят об источниках и способах получения капиталов». С 2015 года прошло уже два этапа амнистии капитала, сейчас идет третий. Бизнесмены подали около 19 000 деклараций, сумма указанных в них счетов и имущества составила около €35 млрд, докладывал Владимиру Путину первый вице-премьер Антон Силуанов 11 ноября 2019 года.
В случае с Израйлитом все пошло наперекор обещаниям президента: ФСБ с разрешения суда изъяла декларацию у ФНС, а следствие использовало сведения из нее как основное доказательство вины бизнесмена. Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга решил, что декларант освобождается от преследования только по определенным статьям УК, которых нет в деле Израйлита. Защита бизнесмена настаивала на том, что закон запрещает использовать декларации, и пыталась добиться изъятия ее из дела. Прокуратура заявила, что спецдекларация была «излишне включена» в обвинительное заключение, но в деле остались заключение и показания сотрудника ФНС со сведениями из спецдекларации. Судья Верховного суда Александр Ботин не усмотрел нарушений в действиях силовиков и отказался передать жалобу адвокатов Израйлита в кассацию. Но его решение отменил зампред ВС Владимир Давыдов. А президиум ВС разъяснил: использовать декларации нельзя, если только этого не захочет сам декларант. Правда, уже после этого Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга отказался исключить из доказательств со стороны обвинения декларацию.