Основателя Baring Vostok Capital Partners, американского финансиста Майкла Калви арестовали рано утром 14 февраля 2019 года по подозрению в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный», который контролировали фонды Baring Vostok. Пятнадцать сотрудников ФСБ и Следственного комитета выломали дверь его пентхауса на Большой Дмитровке.
В тот же день задержали нескольких партнеров компании: Филиппа Дельпаля, Ивана Зюзина и Вагана Абгаряна, а также бывшего главу «Восточного» Алексея Кордичева и генерального директора «Первого коллекторского бюро» (еще одна портфельная компания Baring Vostok) Максима Владимирова.
За неделю до этого Шерзод Юсупов, давний соратник и партнер второго акционера «Восточного» Артема Аветисяна написал заявление в ФСБ и СК, обвинив Калви и его коллег в выводе денег из банка. Акционерный конфликт к тому моменту развивался полтора года, но широкая публика о нем не знала.
Аветисян стал партнером Калви в 2016 году. Банк назывался тогда «Восточный экспресс», он сильно пострадал от банковского кризиса 2014–2015 годов и терял деньги третий год подряд. Baring Vostok боялся спасать свой банк в одиночку, ведь было непонятно, как долго продлится кризис. Тогда Калви решил найти партнера и разделить риски. Так возник владелец Юниаструм Банка Аветисян, его предложение с точки зрения фонда выглядело лучше всех. Аветисян предложил не просто выкупить часть допэмиссии «Восточного экспресса», но и объединить его с Юниаструм Банком.
Через три года, в 2019-м, в фонде признают решение заключить сделку с Аветисяном «катастрофической коммерческой ошибкой». Тем более что уже к концу 2016-го кризис закончился, надо было подождать всего несколько месяцев.
После сделки Baring Vostok остался контролирующим акционером банка с пакетом 52%, у Аветисяна и его партнеров, в том числе Юсупова, было 40%, еще они получили опцион на 9,9% акций. Вскоре после сделки Baring обнаружил множество кредитов, выданных Юниаструм Банком знакомым Аветисяна по «Клубу лидеров» — неформальному предпринимательскому объединению, которое тот возглавлял. Капитал Юниаструм Банка, ради которого и было затеяно слияние, оказался несколько меньше, в суде Калви говорил, что он вообще был отрицательным. И тогда Калви решил, что опцион Аветисяна недействителен.
Противная сторона так не думала. И началась борьба за контроль.
Дальше история развивалась по классической траектории корпоративного конфликта — Baring Vostok подал иск в Лондонский международный арбитражный суд к Аветисяну и его партнерам, выставив претензии на 19 млрд рублей. Аветисян пытался вручить уведомление об исполнении опциона, но офис Baring Vostok закрывал двери на ключ и отключал факсы.
Конфликт тихо тлел до тех пор, пока в банке не началась проверка ЦБ. Проверяющие обнаружили рисковые кредиты участникам «Клуба лидеров» на миллиарды рублей и потребовали докапитализировать банк на 5 млрд рублей. Фонд зарезервировал необходимые средства и был готов их внести. Доля Аветисяна и партнеров могла размыться до 20%, денег для участия в допэмиссии у них не было, и, чтобы получить средства, они планировали продать один из активов — Модульбанк, но покупателей не нашлось.
Эта дискуссия и закончилась заявлением в ФСБ и Следственный комитет. Летом 2019-го Аветисян и партнеры добились исполнения опциона через суд в Амурской области и получили контроль в «Восточном». Теперь Аветисяну придется оплачивать допэмиссию банка: Baring Vostok это делать отказывается, ссылаясь на отсутствие доступа к информации о деятельности банка. Аветисян через «Восточный» подал иски к Baring Vostok на 18,6 млрд рублей, требуя компенсировать убытки. Этой суммы хватит на докапитализацию. Калви, Дельпаль и Кордичев до сих пор под домашним арестом, а Зюзин, Абгарян и Владимиров — в СИЗО.
В «Википедии» появилась статья об Аветисяне как о человеке, посадившем Майкла Калви. Сейчас она удалена.
Подробнее о главном конфликте года читайте в материале «Это была катастрофическая ошибка»: как Майкл Калви оказался за решеткой