Самое непредсказуемое решение: что заставило ЦБ снизить ставку в пятый раз подряд
Совет директоров ЦБ в пятницу, 13 декабря, решил снизить ключевую ставку на 0,25 п.п., до 6,25%. Это уже пятое снижение ключевой ставки подряд. «Замедление инфляции происходит быстрее, чем прогнозировалось. Инфляционные ожидания населения продолжают снижаться. Ценовые ожидания предприятий в целом не изменились. Темпы роста российской экономики в III квартале повысились, однако пока сложно оценить их устойчивость», — говорится в пресс-релизе регулятора. Также в сообщении указывается, что ЦБ видит сохранение рисков существенного замедления мировой экономики, а на в ближайшее время дезинфляционные риски по-прежнему преобладают над проинфляционными. По прогнозу ЦБ, годовая инфляция в 2020 году составит 3,5–4% и останется вблизи 4% в дальнейшем.
Самое непредсказуемое решение
Последнее в этом году заседание ЦБ директор по инвестициям ИК «Локо-инвест» Кирилл Тремасов в своем телеграм-канале называл «самым непредсказуемым». У ЦБ были доводы как в пользу снижения ставки, так и в пользу того, чтобы оставить ее неизменной и ждать.
Согласно консенсус-прогнозу агентства Reuters, 22 из 30 опрошенных экспертов ожидали снижения ставки на 0,25 п.п., до 6,25%, только шестеро не прогнозировали никаких изменений и лишь два аналитика предположили, что ЦБ пойдет на новое серьезное снижение — на 0,5 п.п., опустив ставку сразу до 6%. Правда, делали они это «не очень уверенно», отмечал Reuters.
В пользу сохранения прежней ставки говорило сразу несколько факторов, сказал Forbes главный экономист «ВТБ Капитала» по России Александр Исаков. Инфляция спроса (то есть рост цен, связанный с потреблением, а не с тем, что предложение того или иного товара растет или падает) ускорилась в октябре и осталась довольно близкой к цели в ноябре, что объясняется реакцией экономики на уже состоявшееся смягчение денежно-кредитной политики. ВВП в третьем квартале вырос до 1,7%, розничные продажи в октябре выросли в реальном выражении на 1,6%, реальные зарплаты — на 3,1% в сентябре, промышленное производство — на 2,6% в октябре по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, перечисляет он. Кроме того, ускорение госрасходов с сентября по ноябрь также позволяло ЦБ как снизить ставку сейчас, так и дождаться февральского заседания, отмечает Исаков.
В пользу снижения ставки говорила замедляющаяся ускоренными темпами инфляция, полагает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Если в начале года прогнозы регулятора по инфляции были 5-5,5%, то последние данные говорят о ее замедлении до 3-3,4% на фоне слабого потребительского спроса. По данным Росстата, годовая инфляция в ноябре замедлилась до 3,5%, в октябре она составила 3,8%. «У регулятора был непростой выбор — снизить ставку, дав сигнал на решение проблем спроса в экономике, или взять паузу и пересмотреть потенциальные риски, которые могут возникнуть в 2020 году в нашей экономике», — сказал он.
«Низкая или околонулевая инфляция несет в себе значительные риски, например, в Японии в 1990-2000 годах она привела к так называемому «потерянному десятилетию», — предупреждает Антонов. — Дефляция замедляет почти до нуля экономический рост, инвестиции и потребительскую активность. Полагаю, что ЦБ не хотел бы с этим столкнуться, потому что лекарства от дефляции пока не изобретено, а «количественные смягчения», которые практикуют развитые страны, имеют массу побочных эффектов и очень дорогостоящих».
«Сейчас ставка низкая, потому что инфляция низкая. Инфляция низкая, потому что почти шесть лет нет роста реальных доходов населения, — сказал глава управления аналитики Промсвязьбанка Николай Кащеев. — Но главная проблема в том, что бизнес в России не видит для себя перспектив. И последние индексы PMI это показывают». Деловая активность в российской промышленности в ноябре достигла минимума за 10 лет, падение продолжалось семь месяцев подряд. «Нужны серьезные изменения в деловом климате, чтобы исправить ситуацию. Кардинально ее улучшить при помощи ставки не получится», — полагает он.
Что дальше
В следующем году ЦБ решится еще на несколько снижений ставки, говорят опрошенные Forbes аналитики. Александр Исаков и Алексей Антонов считают, что она может опуститься до уровня 5,75-6% при условии «отсутствия внешних факторов».
Аналитик по макроэкономике Райффайзенбанка Станислав Мурашов и директор департамента инвестиционного бизнеса банка «Открытие» Константин Церазов считают, что она опустится лишь до уровня 6%. По словам Церазова, снизить ставку регулятор будет должен, чтобы подогреть рост экономики и фондового рынка. «Это особенно актуально, так как это будет предвыборный год», — сказал он.
Ставки по депозитам и кредитам также продолжат снижение. Они будут идти вслед за доходностью ОФЗ, которые уже снизились в последние месяцы, считает Александр Исаков. Мурашов считает, что в перспективе стоит в первую очередь ждать снижения ставок по депозитам и ипотеке, в меньшей — по потребкредитам.
Ставки по ипотеке могут приблизится к 8% уже к концу 2020 года, не исключает Алексей Антонов. Такое поручение дал президент Владимир Путин по итогам послания Федеральному собранию. По данным ЦБ, на 1 ноября средневзвешенная ипотечная ставка в 30 крупнейших банках составляла 9,35%.