Бизнес столкнулся с сопротивлением силовиков при отмене статьи об ОПГ для предпринимателей
Президент Владимир Путин еще в июле 2019 года поручил своей администрации, Генпрокуратуре и Верховному суду до 1 августа разобраться с применением к бизнесменам 210-й статьи УК РФ. «Под преступное сообщество можно подвести совет директоров любой организации, где кто‑то из членов этой организации замечен в нарушениях закона. И это, конечно, недопустимо, совершенно очевидный факт, с этим нужно поработать и внести изменения в действующий закон», — говорил президент во время прямой линии 20 июня.
Но к 9 декабря в публичном поле решения так и не появилось. Два источника Forbes в деловых объединениях говорят, что обсуждение этой темы встретило сопротивление у силовых ведомств.
Предложение от бизнеса
Предпринимательские объединения подготовили свои предложения по применению к бизнесменам статьи 210 УК РФ («организация преступного сообщества») и готовы представить их на ближайшем заседании рабочей группы по взаимодействию силовиков и бизнеса, возглавляет которую глава администрации президента Антон Вайно. Об этом Forbes рассказали председатель «Деловой России» Алексей Репик и глава «Опоры России» Александр Калинин. «Мы в свои предложения включили пересмотр 210-й статьи, уточнение, в сочетании с какими статьями ее нельзя использовать», — уточнил Александр Калинин. Среди предложений — введение запрета на применение 210-й статьи к преступлениям экономического характера.
В рабочей группе участвуют представители крупнейших российских деловых объединений (помимо «Опоры России» и «Деловой России», это Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей), представители Генпрокуратуры, Следственного комитета, ФСБ и МВД, помощник президента Андрей Белоусов и начальник государственно-правового управления президента Лариса Брычева.
Обсуждение реформы применения 210 статьи к бизнесу в рабочей группе идет сложно — решение вопроса тормозят представители силовых структур, говорит источник Forbes в одном из деловых объединений. «Часто упираемся в непонимание», — признается он. По его словам, «правоохранительные органы указывают, что есть проблемы юридические, что это (неприменение статьи 210 УК РФ в экономических делах) не так просто, что нет прямого механизма».
«Сейчас согласовывать позиции стало сложнее, в том числе потому, что простые вопросы уже решены, теперь дело за более сложными, такими, как 210 статья», — говорит Александр Калинин. Он оговаривается, что благодаря работе группы за несколько лет удалось принять 12 важных изменений в законодательстве, но со временем группа стала работать менее интенсивно.
Как уточняют в разговоре с Forbes Репик и Калинин, заседание рабочей группы, на котором будет представлен готовый вариант предложений по 210-й статье, пройдет в самом начале следующего года. Но даты совещания еще нет.
«Деловая Россия» поднимала в рабочей группе вопрос о применении 210 статьи УК к предпринимателям еще на прошлом заседании группы, которое состоялось в первом полугодии, рассказал Forbes Алексей Репик. Но тогда решения принято не было. Сейчас этот пакет предложений дорабатывается с участием администрации президента.
Forbes направил запросы на комментарий в Генпрокуратуру, МВД, Следственный комитет и ФСБ. На момент публикации материала ответа не получил.
«Больная» статья
Статья о создании преступного сообщества – одна из самых «больных» для предпринимателей, рассказывал в интервью Forbes бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Ее принимали для борьбы с наркомафией и террористическими организациями. А сейчас используют направо и налево, когда нужно продлить срок содержания в СИЗО, — говорил он. — Мне рассказывали, что некоторые следователи откровенно говорят арестованным: «Ты не волнуйся, тебе в суде ее (210-ю статью) снимут, но я тебе ее дам, потому что мне надо, чтоб ты сидел. Я не успеваю по следствию завершить материал». Но не всем суды «списывают» эту статью», — объяснил омбудсмен.
Из наиболее громких случаев применения статьи 210 к бизнесменам за последнее время — дела совладельца группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. В начале декабря Борис Титов направил президенту обращение со списком предпринимателей, незаконно, на его взгляд, обвиненных по 210 статье УК, писала газета Ведомости.
«Я не думаю, что он [Путин] имел возможность ознакомиться с письмом», — говорил Песков 2 декабря (цитата по «РИА Новости»).
Сам Путин в конце ноября уже обсуждал с чиновниками отмену сразу трех статей уголовного кодекса – 210, 193 и 193.1 (валютный контроль), писали «Ведомости», но об итогах той встречи ничего не известно. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 2 декабря сказал, что вопрос об отмене в том числе 210-й статьи обсуждался и будет прорабатываться в дальнейшем.
Параллельно с обсуждением в Кремле, вопрос о применении 210-й статьи к предпринимателям поднимался в Госдуме. В конце сентября депутат Рифат Шайхутдинов внес законопроект о запрете дополнительной квалификации по статье 210 действий подозреваемых или обвиняемых в отдельных преступлениях в сфере предпринимательства. Речь в документе, в частности, шла о таких преступлениях, как «причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» (статья165), «уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств» (статья 193) и некоторых других. Однако в правительстве дали отрицательный отзыв на законопроект, указав на то, что предпринимательская деятельность может «служить формой маскировки преступных деяний». В итоге документ был отправлен на доработку.