«Триллиона просто видно не будет»: Кудрин, Орешкин и Силуанов поспорили о том, как тратить деньги
Президент Владимир Путин заявил на инвестиционном форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет!», что средства на нацпроекты в этом году потрачены на 64%. Но, по его словам, проблемы в этом нет. «У нас нет цели истратить во что бы то ни стало эти деньги. Нам результат нужен от этих расходов. Результат, который должен выразиться в увеличении темпов экономического роста, в повышении производительности труда, в улучшении качества трудовых ресурсов и в конечном итоге отразиться на благосостоянии людей, на росте их реальных доходов», — заявил он.
За несколько часов до заявления Путина, на пленарной сессии «Мосты над волнами деглобализации», высокопоставленные чиновники российского правительства поспорили о причинах низкого расходования бюджетных средств в этом году. Предметом дискуссии между министром экономики Максимом Орешкиным, первым вице-премьером и министром финансов Антоном Силуановым и главой Счетной палаты Алексеем Кудриным стал 1 трлн рублей не потраченных из бюджета денег.
По данным Минфина, на 14 октября российский бюджет был исполнен всего на 74,3%, профицит составил 3 трлн рублей. По мнению Максима Орешкина, российская экономика недополучила около 1 трлн рублей из-за слабого совокупного спроса. Причем около 500 млрд рублей из этой суммы — это недополученные доходы граждан, а 200 млрд рублей — недополученная прибыль компаний.
Недополученный экономикой 1 трлн рублей — это полностью вина правительства, парировал глава Счетной палаты Алексей Кудрин. По его словам, в этом году правительство не смогло распределить из бюджета около 1 трлн рублей. Причина этому, считает Кудрин, — неэффективная работа чиновников, которые тормозят средства и не распределяют их. «Правительство само сгенерировало уменьшение спроса на 1 трлн рублей. Я вижу в этом слабое качество государственного управления. Правительство не может в полной мере преодолеть свои же бюрократические процедуры, чтобы своевременно эти расходы осуществить», — заявил Кудрин.
Антон Силуанов, ответственный за распределение бюджета, признал, что у правительства есть проблемы с бюрократией, но объяснил «экономию» бюджетных средств желанием тратить деньги эффективно. По его словам, казначейство стало более жестко относиться к распределению средств. Теперь, признал первый вице-премьер, просто «запулить» бюджетные деньги нельзя. «Да, действительно, есть проблема в управлении. Можно их было потратить? Можно. Но были бы это эффективные траты? Нет. Поэтому здесь всегда баланс на эффективность использования средств и этих цифр исполнения бюджета. Конечно, надо исполнять на 100%, но какими средствами? Не заботясь об эффективности? Я думаю, что это тоже неправильно», — объяснил министр.
Максим Орешкин заявил, что Кудрин «макроэкономически передергивает» и поддержал своего бывшего руководителя Силуанова. Он отметил, что в 2017 году бюджет также не потратил около 700 млрд рублей и их просто перенесли на 2019 год. Так что в итоге влияние на совокупный спрос составило около 200-300 млрд (1 трлн рублей минус те 700 млрд рублей за прошлый год).
«В 2017 году правительство не потратило примерно 250 млрд рублей, в 2018 году — 770 млрд. Антон Германович [Силуанов] говорит, что мы изменили порядок финансирования авансов. Вы знаете, я не знаю государство, где бы недорасходование $16 млрд, заложенных в бюджете, объясняется изменением процессов», — настаивал Кудрин. По его словам, если неиспользованные расходы бюджета составили те же 250 млрд рублей, как в 2017 году, или достигли нуля, это позволило бы восполнить недостающий спрос.
Но Орешкин категорически не согласился. «Нет, не было бы никакого дополнительного спроса. Это изменение техники бюджетного учета. Можно бюджетные процедуры поменять, и этого триллиона просто видно не будет», — сказал Орешкин, вызвав смех среди зрителей в зале. Он заметил, что этот триллион просто «переползает» на следующий год.
Но Кудрина это не успокоило. Он настаивал на том, что сумме в 1 трлн рублей соответствуют программные задачи и конкретные проекты и мероприятия, которые из-за задержки не были выполнены в срок. «Это не просто «запулить», не просто отложить, это запланированные в госпрограмме, строго расписанные по срокам мероприятия, которые не будут выполнены. Я говорю: модель управления, качество управления стало причиной, серьезным барьером для эффективности экономики», — подчеркнул Кудрин.
Андрей Костин в ходе дискуссии заметил, что у Алексея Кудрина сильно изменилась точка зрения на новой должности (Кудрин занимал пост министра финансов с 2000 по 2011 год). «Как место меняет человека: теперь Алексей Леонидович так хочет тратить деньги, а раньше, когда был министром финансов, не допросишься», — вставил он.