Сколько на самом деле стоит компания, из-за которой арестовали Майкла Калви
17 сентября агентство ТАСС и газета «Коммерсантъ» сообщили, что назначенная следствием в апреле новая экспертиза стоимости пакета акций IFTG готова. Издания со ссылкой на источник сообщили, что бумаги оценены в 3,8 млрд рублей, что подтверждает невиновность Майкла Калви и топ-менеджеров Baring Vostok.
Спор вокруг стоимости этого пакета лежит в основе дела Baring Vostok. Почти 60% акций класса C и D компании IFTG банк «Восточный» получил в 2017 году вместо кредита на 2,5 млрд рублей, который выдал за несколько лет до этого «Первому коллекторскому бюро» (ПКБ). Следствие считает, что реальная стоимость акций IFTG не превышала 600 000 рублей. А значит деньги из «Восточного» были похищены. Основатель Baring Vostok Майкл Калви утверждал в суде, что спорный пакет стоил 3 млрд рублей, что покрывает всю стоимость кредита.
Сразу после появления в СМИ данных о последней оценке банк в официальном комментарии и вовсе утверждал, что будет требовать проверки проводившего расчета эксперта на независимость, а также его переназначения. «Банк ещё не видел этой экспертизы, но если она есть, то мы будем требовать проверки эксперта на независимость и переназначения эксперта. Эти выводы противоречат мнению международного аудитора из большой четверки и выводам люксембургских юристов», — говорилось в официальном сообщении банка.
Компании ценой в 4 млрд
В отчете, подлинность которого подтвердил источник Forbes, знакомый с ходом следствия, содержится как рыночная стоимость акций IFTG класса С и D, так и рыночная стоимость компаний, относящихся к этим классам акций. Устав IFTG распределял выплаты держателям различных классов акций в зависимости от активов, которые к ним относятся. В частности, владельцы акций класса C и D имели право на прибыль от компаний Freedom Tower Assets Limited, ITI Group, ITI Asset Management Holding LTD и ITI Technologies.
Оценка дана на три даты: на 27 января 2017 года, когда акции приобрело «Первое коллекторское бюро», на 15 февраля 2017 года, когда банк и ПКБ подписали соглашение об отступном, и на 7 марта 2017 года, когда банк учел акции на балансовом счету.
Рыночную стоимость компаний эксперт оценил в $68,8 млн на 27 января 2017 года, $70 млн – на 15 февраля и $71,3 млн – на 7 марта. Если пересчитать по курсу ЦБ на соответствующую дату: 4,1 млрд рублей – на 27 января, 4 млрд рублей – на 15 февраля и 4,2 млрд рублей – на 7 марта.
При этом самой дорогой компанией оказалась Freedom Tower, которая на последнюю дату оценена в $44,3 млн. Из этого же документа следует, что Freedom Tower предоставляет услуги мобильного эквайринга. На момент оценки, сказано в отчете, компания планировала запустить проект облачных касс для малого и среднего бизнеса. По итогам 2016 года компания имела выручку в $389 000 и отрицательную EBITDA.
ITI Group Ltd, по мнению оценщика, стоил $15,2 млн (на 7 марта 2017 года). Это брокер, предоставляющий услуги по электронной торговле ценными бумагами на различных мировых биржах институциональным клиентам, с выручкой в $17,7 млн и чистой прибылью в $5,5 млн за 2016 год.
ITI Asset Management — управляющая компания в стадии стартапа стоила, по мнению оценщика, $6,9 млн. По итогам 2016 года компания получила выручку в $89 000, чистый убыток в $1,3 млн.
И, наконец, последняя компания — ITI Technologies — как сказано в отчете, «специализирующаяся на разработке и доработке основной ИТ-платформы и дополнений, а также проектировании, производстве и маркетинге систем электронного вторжения и противопожарной защиты, а также систем электронного контроля доступа». Это тоже стартап с финансовым результатом — минус $36 млн. Оценщик считает его стоимость равной $4,9 млн.
Сколько стоят акции
Впрочем, справедливая стоимость акций IFTG до осени 2018 года была значительно ниже 4 млрд рублей, следует из отчета. В версии устава IFTG от 15 декабря 2016 года права владельцев акций класса C и D были ограничены — они имели право на выплаты, не превышающие первоначальные вложения, а именно — $4,4 млн. С учетом курсовой разницы получилось, что по состоянию на 27 января 2017 года спорный пакет акций стоил 262,4 млн рублей, на 15 февраля 2017 года — 254,087 млн рублей. На дату отражения на балансе банка пакет, по оценке эксперта, стоил 256,7 млн рублей.
Источник Forbes, близкий к Baring Vostok, называет это ограничение устава «ошибкой» и говорит, что компания Da Vinci, управлявшая фондом IFTG, была готова ее исправить. Источник, близкий к Da Vinci, отрицает факт ошибки, утверждает, что все стороны знали об ограничениях, а для их снятия было подготовлено акционерное соглашение, которое банк «почему-то не подписал». В конце концов, в сентябре 2018 года устав изменили и с этого времени акции должны были оцениваться по стоимости активов (4,2 млрд рублей). Сторона Юсупова в рамках дела заявляла, что спорный пакет стоит 600 000 рублей — именно этот факт и лег в основу жалобы Шерзода Юсупова в суд.
Baring Vostok отказался официально комментировать подлинность документа. Так же поступил адвокат Шерзода Юсупова.
После публикации материала «Восточный» прислал комментарий, в котором говорится, что «информация в СМИ о якобы многомиллиардной стоимости акции IFTG, принадлежащих банку, не соответствует действительности».
«Оценка еще раз подтверждает ранее проведенные экспертизы и заключения международных юристов и мнение аудиторов «большой четверки». В связи с этим, банк не планирует ходатайствовать о проведении дополнительной экспертизы и рассчитывает на возмещение ущерба в полном объеме», — говорится в комментарии.