Конец банковской тайны? Что изменится после решения Федерального суда Швейцарии
Федеральный суд Швейцарии удовлетворил запрос Франции о передаче ее налоговым органам данных о налогоплательщиках за прошлые годы, которые предшествовали введению автоматического обмена информацией в рамках CRS.
Для банковского сообщества эта новость стала сюрпризом, поскольку запрос французской стороны вступал в противоречие со стандартами банковской тайны: согласно существующим законам, запрошенная информация о счетах передаваться не может. Однако суд счел достаточными предоставленные французской стороной гарантии, что передаваемая информация не будет использована для иных целей, помимо изложенных.
Данное разбирательство началось в 2016 году, когда французские налоговые органы обратились в Федеральную налоговую администрацию (FTA) Швейцарии для получения исторических данных из UBS о клиентах, которые живут или ранее проживали во Франции. В 2018 году FTA согласилась помочь французским налоговикам, но UBS вместе с владельцами счетов обратился в Федеральный суд Швейцарии и получил поддержку. При этом параллельно в Париже шло судебное разбирательство, в ходе которого UBS был признан виновным в оказании помощи клиентам в уклонении от уплаты налогов, и в результате банк был оштрафован на €3,7 млрд.
В июле высший суд Швейцарии заявил, что FTA может передать французским властям данные о счетах, которые включают имена и адреса тысяч французских граждан, подозреваемых в сокрытии средств в Швейцарии. Но, как указал суд, эти данные не могут быть использованы против UBS Прокуратурой Парижа в рамках текущего уголовного процесса во французском суде. UBS по-прежнему отрицает все обвинения.
Почему решение Федерального суда может оказаться важным для многих держателей счетов в иностранных банках? Здесь следует вспомнить о событиях, предшествовавших введению автоматического обмена налоговыми данными (CRS). В период с 2012 по 2017 годы многие клиенты по просьбе банков приводили в порядок предоставленные банку данные о своем налоговом резидентстве, в том числе и фактически меняя его. В 2018 году первая информация по счетам в рамках CRS была передана в налоговые органы. Владельцы счетов особо не заботились о том, резидентом какой страны они значились в банке на период, предшествовавший введению этой нормы закона, поскольку были уверены в полной конфиденциальности банковской системы. Однако теперь существует риск передачи информации за периоды, предшествующие CRS. В итоге возникает возможность выявления большого объема спорной информации, которая может расходиться с данными, передаваемым сегодня в рамках CRS.
Сейчас все ждут письменного разъяснения от Федерального суда по этому запросу налоговых органов Франции. Позиция суда станет ключевой для всего банковского сектора Швейцарии, так как это может спровоцировать аналогичные запросы других стран. Швейцарская ассоциация банкиров (SBA) озабочена тем, что решение Федерального суда не соответствует принятым международным стандартам сбора банковской информации. Главные риски связаны с тем, что передаваемая французским налоговым органам информация не только может быть использована для целей налогообложения, но способна вызвать множество других проблем у владельцев счетов, рассчитывавших на высокие стандарты банковской тайны в Швейцарии и других странах.
Повлияет ли решение суда на международное реноме банковской системы Швейцарии? Несмотря на все скандальные процессы, происходившие в банковском секторе страны, эта юрисдикция по-прежнему пользуется спросом у клиентов, и, вероятно, ей удастся сохранить заработанную десятилетиями репутацию. Недавний опрос компании Presence Suisse показал, что финансовый сектор в Швейцарии имеет более высокую репутацию, чем в некоторых других странах, например в Великобритании или Германии. Швейцария традиционно занимает высокие места в рейтингах благодаря своей нейтральности, сильной экономике и высокому качеству жизни. Понятно, что от решения, которое вынес в июле в Федеральный суд Швейцарии в отношении UBS, не застрахован ни один банк не только в Швейцарии, но и во Франции, Сингапуре или Гонконге. И это объяснимо: экономические интересы страны и репутация ее как финансового центра гораздо важнее, чем интересы отдельных клиентов.
Ключевым риском сегодня является возможная цепная реакция с подобными запросами о данных налогоплательщиков из других стран. Недавно стало известно, что в конце 2018 года Италия тоже обратилась в компетентные органы Швейцарии с аналогичным запросом. Швейцарские власти сообщили о том, что итальянские налоговые службы требуют от UBS предоставить данные по всем налоговым резидентам за период с 2015 по 2016 год для поиска «уклонистов». Однако публичность этой информации поможет всем заинтересованным лицам вовремя обжаловать требование итальянских властей о передаче их данных.
Хотя современный финансовый мир стал прозрачным, по-прежнему существуют механизмы, позволяющие соблюдать умеренный уровень конфиденциальности. Единственный совет для всех, кто желает сохранить конфиденциальность своих банковских данных, таков: не следует нарушать налоговое законодательство страны проживания, поскольку нет гарантий того, что информация, которую вы не хотите придавать публичности сегодня, не будет раскрыта в будущем очередным решением суда в рамках массового запроса налоговой службы той или иной юрисдикции.