К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Слияние ради «Яндекс.Пива»: Альфа-банк сообщил о возможной сделке «Тинькофф» и «Яндекса»

Фото Александра Тарасенкова / Интерпресс / ТАСС
Фото Александра Тарасенкова / Интерпресс / ТАСС
Аналитики Альфа-банка написали в аналитической записке, что «Яндекс» может приобрести до 25% Тинькофф Банка. «Яндекс» ответил, что не исключает сотрудничества в рамках проекта «Яндекс.Пиво»

Аналитики Альфа-банка считают, что «Тинькофф» и «Яндекс» ведут переговоры о слиянии. Об этом они написали во внутренней аналитической записке «Яндекс и Тинькофф: анализ потенциальных стратегических сделок и инвестиционных возможностей», в которой идет речь о возможной покупке «Яндексом» доли в Тинькофф Банке (есть в распоряжении Forbes).

О переговорах, по мнению авторов, говорят два факта. Во-первых, на это намекнул в июне сам основатель «Тинькофф» Олег Тиньков. Во время одной из сессий в рамках ПМЭФ Тиньков предложил главе «Яндекса» Аркадию Воложу объединить компании, создав большого конкурента Сбербанку. Волож пообещал обсудить это предложение.

«Сберу мало не покажется». О чем говорили Тиньков, Волож и Мордашов на Петербургском форуме

 

Во-вторых, в начале июля издание The Bell сообщило о том, что Сбербанк может выйти из совместного предприятия с «Яндексом». «Слухи о возможном разводе «Яндекса» и Сбербанка позволяют предположить, что интернет-компания может искать другого стратегического партнера для совместных финансовых проектов. Похоже, что TCS лучше всего подходит для этого с точки зрения портфеля услуг, масштаба и опыта акционеров», — говорится в обзоре.

Пионер года: почему все марки Олега Тинькова хорошо продаются

 

Вероятный сценарий

Аналитики считают, что наиболее вероятным сценарием слияния компаний может стать покупка «Яндексом» существующих или новых акций TCS, а также доли Олега Тинькова, который в результате сделки останется контролирующим акционером банка. По их оценке, «Яндекс» может приобрести 21–27% капитала TCS за наличные.

Из них 10% акций компания может получить через новую эмиссию акций TCS — для этого необходимо выпустить на рынок 22 млн GDR на $0,5 млрд. Остальные 10–15% «Яндекс» мог бы выкупить напрямую у Олега Тинькова или других акционеров.

По словам авторов аналитической записки, сделка, в рамках которой Олег Тиньков продаст часть своей доли, возможна только в первом полугодии 2020 года, так как после недавнего SPO акционеры TCS не могут продать свои доли вплоть до 31 декабря 2019 года. Однако выпуск новых акций, которые бы мог приобрести «Яндекс», не запрещен. «Учитывая это, сделка может быть заключена еще до конца 2019 года. По нашему мнению, сделка без продажи Олегом Тиньковым части его доли маловероятна», — заключают аналитики.

 

Зачем это компаниям

Слияние будет выгодно как Тинькофф Банку, так и «Яндексу», говорится в документе.

Тинькофф Банку оно поможет увеличить клиентскую базу. «Рост клиентской базы, вероятно, останется ключевым драйвером бизнеса «Тинькофф», и партнерство с «Яндексом» должно помочь в приобретении клиентов», — говорится в записке. Также «Тинькофф» может стать новым банком онлайн-эквайринга в сервисах «Яндекса», заменив на этом поприще Сбербанк. Кроме того, новый партнер даст банку доступ к данным о миллионах россиян. «Мы считаем, что партнерство с «Яндексом» дает «Тинькофф» доступ к ценным данным, что, в свою очередь, может способствовать дальнейшему укреплению модели кредитного скоринга «Тинькофф», — следует из документа.

Аналитики считают, что слияние может быть выгодно и лично Олегу Тинькову, которому «требуются деньги для финансирования его побочных проектов (например, La Datcha)».

«Яндексу» сделка позволит расширить линейку услуг, добавив туда цифровое потребительское кредитование. Также она обеспечит компании безопасное партнерство на случай ухода Сбербанка. Аналитики считают, что «Тинькофф» сможет удачно вписаться в проекты «Яндекса», связанные с онлайн-транзакциями. «Широкий продуктовый альянс или инвестиции в акционерный капитал в компании, занимающейся финансированием потребителей, с сильным цифровым охватом, стратегически вписались бы в портфель «Яндекса», — считают аналитики. Общую стоимость онлайн-транзакций, связанных с услугами «Яндекса», аналитики оценивают в 600 млрд рублей в 2019 году. По их оценке, через три года эта цифра может вырасти до 1 трлн рублей.

Аналитики также отмечают, что при интеграции команд «Яндекса» и TCS могут возникнуть проблемы из-за «репутации амбициозного независимого предпринимателя Олега Тинькова». По мнению аналитиков, объединенной компании будет не так просто обеспечить эффективную работу, если руководить ею будет тандем в лице Олега Тинькова и заместителя генерального директора «Яндекса» Тиграна Худавердяна.

 

Сотрудников Тинькофф Банка призвали не называть свое место работы банком

Реакция сторон

Олег Тиньков уже отреагировал на обзор на своей личной странице в Instagram, прокомментировав лишь одно из его положений, касающееся его «репутации». «Вот попалась такая штука от «аналитиков» одного из российских банков… если уж профессионалы живут в плену стереотипов, что говорить про обывателя», — написал он. По словам Тинькова, управлением в компании занимается профессиональная команда, а не он лично. «Я занимаюсь стратегическими вещами на уровне совета директоров, не управляю бизнесом и крайне редко вообще [бываю] в офисе. Вас путает то, что мое имя совпадает с именем банка», — пошутил он.

В «Яндекс» Forbes заявили, что у компании пока нет планов по слиянию с «Тинькофф», но «мы не исключаем сотрудничества в рамках «Яндекс.Пива».

В Тинькофф Банке заявили, что «не комментируют академические абстрактные упражнения и теоретические изыскания инвестаналитиков». В Альфа-банке Forbes указали, что текст не является публичным обзором, что это внутренняя аналитическая записка, не отражающая общей позиции банка. «Данный материал не является официальным аналитическим обзором Альфа-банка. Данные прогнозы являются исключительно анализом различных сценариев развития событий, ранее прозвучавших публично, и не основаны на инсайдерской информации», — указали в пресс-службе.

 

20 самых дорогих компаний Рунета — 2019. Рейтинг Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+