«Это уже становится социальной проблемой». Минфин поддержал Орешкина в споре с ЦБ о потребкредитах
Уровень долговой нагрузки россиян уже становится социальной проблемой, заявил Моисеев журналистам. «Я считаю, что ситуация на рынке потребительского кредитования напряженная <...> ЦБ был не прав, когда сказал, что есть признаки пузыря на рынке ипотеки. Я считаю, что Орешкин прав, когда говорит, что такие признаки есть на рынке потребкредитования — даже не столько пузыря, сколько мы переходим за критические уровни долговой нагрузки человека», — передает слова Моисеева ТАСС.
Моисеев добавил, что согласен с Орешкиным в том, что этот рынок «нужно стараться жестко ограничивать». ЦБ с этим работает, но «надо посмотреть, достаточно или нет», отметил замминистра.
Спор о «пузыре»
Все началось 28 июня, когда ЦБ в своем докладе заявил, что потребкредитование в существенной степени способствует росту потребления и экономики. По оценке ЦБ, если бы не необеспеченные кредиты, которые набрало население, то в первом квартале текущего года рост ВВП мог бы оказаться нулевым.
Максим Орешкин отреагировал на это в Facebook. «Я думал, в ЦБ лучше с макроэкономикой. Интересная получается логика: чем сильнее загоним население в долговую яму, тем лучше», — написал он.
«Думал, в ЦБ лучше с макроэкономикой». Орешкин поспорил с регулятором о потребкредитовании
Позднее в тот же день в интервью РБК Орешкин объяснил, что люди, которые берут новые необеспеченные кредиты, в основном направляют их на рефинансирование уже имеющихся долгов и покупку импортных товаров, и это замедляет рост ВВП. Он отметил, что заемщики вынуждены тратить на обслуживание кредитов уже более 40% своих доходов. Орешкин призвал ЦБ ограничить выдачу потребкредитов заемщикам, которым не хватает доходов на их обслуживание: «Я уже целый год пытался им [ЦБ] объяснить, что отсутствие ограничений по платежу к доходу ведет к тому, что реально надувается пузырь».
Он также отметил, что ЦБ, допуская взрывной рост необеспеченного потребкредитования, невольно зажимает другие кредиты, в частности корпоративные. «То, что структура перекашивается в пользу потребительских кредитов — это как раз ее изменение от инвестиционного и ипотечного кредита, от инвестиционных расходов, в сторону потребительских», — сказал Орешкин в интервью РБК.
Рост потребкредитов — значимый, но не основной фактор для ВВП, заявил РБК представитель ЦБ уже после того, как вышло интервью Орешкина. «В целом проблема низких темпов роста российской экономики носит структурный характер, и меры ДКП или макропруденциальной политики не могут и не должны быть использованы для ее решения. Структурные проблемы требуют проведения структурных реформ, улучшения бизнес-климата, повышения предсказуемости условий ведения бизнеса, улучшения качества государственного управления», — сказал он.
Социологи зафиксировали резкий рост лояльности россиян к жизни в кредит
Мнение экономистов
Пост Орешкина в Facebook с критикой ЦБ собрал более 100 комментариев, в том числе от экономистов, которые усомнились, что денежно-кредитные механизмы ЦБ могут помочь росту инвестиций.
«Но ведь кажется, что ЦБ в имеющихся обстоятельствах может повлиять только на потребкредитование (задушив его в макропруденциальных объятьях), а на инвестиции как-то не очень? У Минфина и Минэка больше механизмов, от специальных зон до налогов на капитал и инвестиции? Это не так?» — написал профессор финансов Российской экономической школы (РЭШ) Олег Шибанов.
Всемирный банк выявил трудности с кредитами у 60% заемщиков в России
«Пока у нас в России сажают причём самых белых и пушистых знаковых бизнесменов со скоростью примерно раз в пару недель, никаких независимых от бюджета инвестицией не будет. И причём тут ЦБ?!» – заявил президент международной ассоциации профессионалов валютного и денежного рынков ACI Russia Сергей Романчук.
Орешкин на их комментарии не ответил.